Время новостей
     N°84, 15 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.05.2002
Последний подъем «Курска»
Все, что не удастся достать со дна, моряки обещают взорвать
В среду корабли Экспедиции особого назначения (ЭОН) отправятся из Североморска к месту гибели подлодки «Курск». ЭОН сформирована на Северном флота специально для проведения операции по подъему со дна элементов первого отсека субмарины. В течение ближайшей недели входящие в нее корабли соберутся в Баренцевом море в точке с известными всему миру с августа 2000 года координатами 69.40 с.ш. и 37.35 в.д., позиционируются над местом трагедии и в начале 20-х чисел приступят к подводным работам. На сей раз операция будет проводиться исключительно силами национального ВМФ без привлечения иностранных участников, возглавить ЭОН поручено начальнику штаба Северного флота вице-адмиралу Сергею Симоненко.

В сентябре прошлого года перед подъемом самой АПЛ «Курск» первый отсек был отделен от корпуса субмарины и остался на дне. Собственно, первого отсека как такового и не существует после произошедшего на лодке взрыва боезапаса. Обследование дна водолазами после подъема на поверхность корпуса лодки подтвердило, что на грунте остались лежать семь крупных фрагментов АПЛ и множество мелких обломков. Планы нынешней операции предусматривают извлечение с морского дна лишь двух из них: части торпедного аппарата и акустической антенны подлодки. В штабе Северного флота утверждают, что окончательный выбор того, что именно следует поднимать, а что -- оставить на дне, был сделан Генеральной прокуратурой, ведущей следствие о гибели «Курска». Как заявлял недавно генпрокурор Владимир Устинов, «только после подъема частей первого отсека будут проведены окончательные экспертизы и принято решение о дальнейшей судьбе уголовного дела». До сих пор следствие продолжает топтаться на месте. По признанию г-на Устинова, в качестве причин трагедии до сих пор фигурируют все три версии, выдвинутые еще в первые дни после аварии: самопроизвольный взрыв торпеды, столкновение лодки с каким-то другим объектом и подрыв на старой морской мине.

Вся операция, по оптимистическим прогнозам, должна занять пару недель. Однако на случай сложных погодных условий моряки заранее дают себе фору и заявляют о возможности продления работ «до месяца-полутора». Информированные военные источники газеты «Время новостей» утверждают, что еще до начала операции главный штаб ВМФ был вынужден несколько подкорректировать планы подъема первого отсека. Разработанный по заказу флота в санкт-петербургском ЦКБ «Рубин» перечень работ предполагал подъем на поверхность значительно большего числа элементов конструкции АПЛ. Правда, генеральный конструктор «Рубина» Игорь Спасский признавался при этом, что подъем обломков «даст представление о процессе аварии, а не о ее причинах». Тем не менее изначально предполагалось максимально «подчистить» дно в точке аварии. Во-первых, для того, чтобы передать собранные элементы конструкции погибшей АПЛ для дальнейших экспертиз в Гатчинский ЦНИИ «Прометей», а во-вторых, чтобы обезопасить на будущее этот район, являющийся традиционной зоной рыболовства. Ведь на дне могла остаться часть неразорвавшегося боезапаса субмарины, да и сами обломки являются помехой для промысловиков.

Судя по всему, причина корректировки планов подъема вполне банальна -- нехватка финансов для полного подъема первого отсека. В итоге выбран торпедный аппарат, как наиболее ценный с точки зрения Генпрокуратуры «вещдок», и антенна гидроакустической системы (приемная решетка, устанавливаемая под носовым обтекателем), которая, по мнению наших источников, поднимается на поверхность «не столько в интересах следствия, сколько из соображений секретности». А чтобы избежать упреков со стороны наших соседей по поводу остающихся на дне обломков, руководитель правительственной комиссии по «Курску» Илья Клебанов пообещал после окончания нынешней операции провести «консервационные работы на дне Баренцева моря, чтобы обезопасить окружающую среду». Правда, особо обольщаться экологическими обещаниями г-на Клебанова не следует: как поясняют в штабе Северного флота, защищать окружающую среду планируется взрывными методами. «Консервационные работы» будут заключаться в том, что после окончания операции подъема элементов первого отсека специалисты ЭОН уничтожат направленными взрывами все, что останется на дне Баренцева моря.

Юрий ГОЛОТЮК