|
|
N°84, 15 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приказано согласовать
Закон о Центробанке должен устроить банкиров, депутатов и правительство
Многострадальные поправки в закон о Центральном банке, похоже, получили шанс покинуть Думу. Профильные комитеты -- бюджетный и по кредитным организациям -- рекомендовали вчера Думе принять законопроект во втором чтении. Не так давно этим комитетам уже довелось выдавать подобную рекомендацию. В начале апреля депутаты утвердили законопроект во втором чтении, но затем передумали и вновь вернули его во второе чтение. Предположительно, проект будет рассматриваться нижней палатой уже на следующей неделе.
Заседание прошло тихо и быстро. На рассмотрение 23 поправок ушло всего лишь полтора часа. Дебаты, видимо, уже прошли, и за закрытыми дверями. На заседании рассматривался действительно компромиссный вариант.
Ранее вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что правительство желало бы лишить Национальный банковский совет (НБС) права определять правила бухучета для ЦБ, утверждать финансовую отчетность банка, а также намеревалось сократить думскую квоту в НБС с четырех до трех человек. Кроме того, глава ЦБ Сергей Игнатьев собирался увеличить количество разрешенных проверок коммерческих банков с двух до трех. Выполнить намеченное удалось лишь частично.
Одним из основных достижений правительства вкупе с Центробанком стало исключение НБС из числа органов управления банком. Единственный, кто активно выступал против этой меры, был зампред банковского комитета Павел Медведев. В пылу спора он даже напомнил председателю бюджетного комитета Александру Жукову, что когда-то преподавал ему в МГУ алгебру, но и это не помогло.
Депутаты пошли навстречу чиновникам и в вопросе сокращения численности НБС с 13 до 12 человек. Причем уменьшение произошло за счет депутатской квоты. Теперь в НБС будут входить по три человека от правительства, президента и Госдумы, двое -- от Совета Федерации, а также глава банка России. И НБС отныне будет не утверждать, а лишь рассматривать годовой отчет ЦБ.
Остальные поправки прошли в думском варианте. Так, члены комитетов отказались увеличивать количество возможных проверок коммерческих банков по одному и тому же поводу, посоветовав ЦБ лучше работать с самого начала, а не оставлять за собой право раз за разом возвращаться в один и тот же банк. Теперь ЦБ имеет право лишь на одну проверку плюс одну дополнительную в случае ликвидации или реорганизации банка.
Небольшую и вялую дискуссию вызвал вопрос о том, кто все-таки должен устанавливать для Центробанка правила бухучета. По словам Александра Жукова, сложилась уникальная и, возможно, единственная в мире ситуация, когда ЦБ сам решает, по каким правилам проводить бухучет. Правда, присутствовавшим на заседании главе ЦБ Сергею Игнатьеву и первому замминистра финансов Алексею Улюкаеву подобное положение странным не показалось. Наоборот, глава ЦБ выразил опасение, что установление правил извне может негативно сказаться на деятельности банка. В результате полномочия по утверждению правил бухучета достались НБС. Небольшим утешением для г-на Игнатьева стало то обстоятельство, что НБС будет утверждать правила, предложенные советом директоров ЦБ.
Счетная палата, в последнее время успешно расширявшая свои полномочия, преуспела и тут. Депутаты, невзирая на мнение правительства, сохранили поправку, позволяющую нижней палате привлекать СП к проверке финансово-хозяйственной деятельности ЦБ. Правда, такое решение может быть принято Думой только по предложению НБС.
По окончании заседания и депутаты, и представители правительства выглядели абсолютно удовлетворенными. Видимо, каждый добился того, на что рассчитывал.
Вера СИТНИНА