|
|
N°86, 21 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Довгий путь к истине
Бывшему главному следователю СКП дали послушать его разговоры
В Мосгорсуде на процессе по делу экс-руководителя Главного следственного управления (ГСУ) СКП Дмитрия Довгия, которого обвиняют в получении взятки и злоупотреблении, обвинение вчера представило свое основное доказательство -- аудиозаписи переговоров обвиняемых и главного свидетеля, которого об этой взятке якобы просили. По всей видимости, уже 26 мая на процессе выступит сам г-н Довгий, с допроса которого защита планирует начать свое выступление.
Судебный процесс над бывшим «главным следователем страны» Дмитрием Довгием и экс-начальником следственного управления Главной военной прокуратуры (ГВП) Андреем Сагурой, который, по версии следствия, был посредником при передаче взятки, начался 22 апреля. Гособвинение уже допросило в около 20 свидетелей, в том числе и Рустама Валитова, который через г-на Сагуру якобы передал Довгию 750 тыс. евро.
По данным обвинения, старший следователь по особо важным делам Сергей Чернышев в сентябре 2006 года возбудил уголовное дело по факту хищения у компании «Томскнефть» более 1 млн тонн нефти на 6,5 млрд руб. Одним из подозреваемых в отмывании похищенного проходил Валитов, в отношении которого началась доследственная проверка. Обвинение утверждает, что, узнав о подробностях дела, экс-глава ГСУ решил через своего друга Сагуру предложить бизнесмену помощь в вынесении постановления об отказе в возбуждении против него дела. По версии следствия, г-н Довгий оценил свои услуги в 750 тыс. евро. Оплата проходила в два этапа: в ноябре 2007 года Валитов якобы передал ему 300 тыс. евро. После этого г-н Довгий лично присутствовал на допросах бизнесмена, а в отношении следователей, ведущих дело Валитова, началась служебная проверка. 28 января 2008 года в возбуждении дела против бизнесмена было отказано. Через месяц г-н Валитов получил копию постановления и якобы сразу передал г-ну Сагуре в ресторане остальную часть денег. Их судьба, кстати, до сих пор неизвестна -- в материалах дела они никак не фигурируют.
21 апреля 2008 года г-н Довгий был отправлен в отставку по итогам служебной проверки. Два следователя ГСУ обвинили его в получении двух взяток -- в 2 млн евро за освобождение под залог заместителя председателя правления Траст-банка Олега Коляды, проходящего по делу об отмывании, и 1,5 млн долл. от директора компании «Петро-Юнион» Ильи Клигмана за развал дела против него. Г-н Довгий пытался восстановиться на работе через суд, но безуспешно. В мае 2008 года он дал скандальное интервью, в котором обвинил своего бывшего шефа Александра Бастрыкина в фальсификации ряда громких дел. 15 июля Валитов был задержан все по тому же делу об отмывании денег (январское постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено в апреле 2008 и.о. начальника ГСУ Сергеем Маркеловым). Обвинение ему предъявили 21 июля, и в тот же день г-н Валитов неожиданно «вспомнил» о взятке, которую он якобы передал ранее Сагуре для Довгия. После этого оперативники снабдили его подслушивающим устройством и отправили на встречу с экс-главой ГСУ, чтобы Валитов признался в этом под запись. Оперативники записали в общей сложности четыре встречи бизнесмена и бывшего главы ГСУ, и 18 августа он и Сагура были задержаны.
Вчера присяжные продолжили слушать негласные аудиозаписи переговоров Довгия, Сагуры и Валитова, сделанные под контролем оперативников. Сначала им показали запись с камеры видеонаблюдения, сделанную в зале ресторана «Николина гора» 7 августа 2008 года. На ней подсудимые и Валитов разговаривают за ужином. Затем присяжные смогли услышать и сами переговоры. Из-за того, что подслушивающее устройство было у г-на Валитова, на пленке отчетливо расслышать можно только его слова, речь его собеседников едва слышна, и понять можно было лишь общий смысл диалогов.
Собеседники обсудили подробности несостоявшегося дела против г-на Валитова, действия нескольких следователей, а также другие вопросы, связанные в том числе и с конфликтом Довгия и главы СКП Бастрыкина, которого собеседники для простоты называли «верхолазом». В частности, на записи г-н Довгий рассказал, как к нему пришел глава СКП и поставил вопрос ребром: «Либо ты уходишь, либо я». В конце записи г-н Валитов обещал экс-главе ГСУ устроить ему в одном из кафе недалеко от Лубянки встречу с главой ФСБ Александром Бортниковым, умело играя роль его приятеля. В разговоре г-н Валитов даже фамильярно называл главу ФСБ Василичем. Как признался сам бизнесмен, чтобы на встрече «быть в теме», справочную информацию о главе ФСБ он почерпнул из Интернета.
На другой аудиозаписи от 11 августа 2008 года, которую вчера начали слушать в суде, г-н Валитов просил собеседников вернуть 750 тыс. евро, так как следственные действия в отношении него были возобновлены. Попытки г-на Валитова разговорить собеседников и выудить у них признания в получении денег не увенчались успехом. Как ни в чем не бывало, обсуждая различные нюансы работы следователей, г-н Довгий тем не менее не признал факт получения взятки. Конец этой аудиозаписи присяжные дослушают в пятницу.
Адвокат экс-главы ГСУ Юрий Баграев сказал вчера, что показания свидетелей обвинения могут сыграть в пользу подсудимых. В частности, он отметил, что следователь Шаран Эльсультанов, который подписал январское постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против Валитова, заявил в суде, что сделал это сам, без чьих-либо «подсказок».
По поводу аудиозаписей г-н Баграев обратил внимание на то, что Валитов ни разу не сказал прямо, что передал деньги Сагуре, последний ни разу не сказал, что получил деньги и передал их Довгию, который в свою очередь ни разу не говорил, что получал какие-либо деньги. Также на записях нет ни одного намека, что г-н Довгий собирался что-то кому-то возвращать. Адвокат добавил, что на прослушанной вчера записи бизнесмен не раз намекал собеседникам, что деньги надо вернуть, но те на это просто не реагировали. Г-н Баграев отметил, что тогда его подзащитный очень рассчитывал на обещанную встречу с г-ном Бортниковым. Поэтому, несмотря на намеки, старался не обострять отношения с Валитовым.
Анатолий КАРАВАЕВ