Время новостей
     N°85, 20 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2009
"Не стоит упираться лбами"
Газовые отношения России и Евросоюза требуют перезагрузки
Завтра и послезавтра в Хабаровске пройдет очередной саммит Россия--ЕС. Президент Дмитрий Медведев и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу впервые со времен российско-украинского конфликта будут иметь возможность обсудить перспективы развития отношений в сфере энергетики. Хотя в официальной повестке эта тема не значится, она является ключевым стопором для конструктивного взаимодействия Москвы и Брюсселя.

Негативный эффект от январского конфликта с Украиной, когда 80% экспортного потока российского газа перестало поступать на европейские рынки, сложно переоценить и еще сложнее преодолеть. Москва до сих пор обижена на пассивную позицию Брюсселя в отношении действий Киева, а Еврокомиссия явно не хочет разбираться в причинах сбоя поставок, предпочитая в меру своего понимания искать механизмы защиты. Отсюда и неуемная активность в сфере поиска нероссийских источников поставок, и двусторонняя (Брюссель--Киев) декларация о модернизации украинской газотранспортной системы, и недружественное отношение к проектам «Газпрома».

О том, что эта угроза глубокого недоверия из умозрительной превратилась в реальность, свидетельствуют выступления почти всех участников прошедшей вчера в Берлине международной конференции «Энергетический диалог России и Евросоюза. Газовый аспект». Необходимость восстановления доверия к России как к поставщику энергоресурсов в страны ЕС, деполитизации имиджа газа в глазах потребителей и политиков, а также возврата к конструктивному диалогу -- все это звучало вчера в выступлениях топ-менеджеров крупнейших энергетических концернов, чиновников Еврокомиссии и представителей общественных организаций газового бизнеса России и ЕС. Тон дискуссии задал вице-спикер Госдумы, глава Российского газового общества Валерий Язев: «Не стоит упираться лбами в отстаивании своих позиций. Необходимо искать компромисс, может быть, чем-то поступиться и найти взаимоприемлемое решение».

Зампред правления «Газпрома» по внешнеэкономической деятельности Александр Медведев эту мысль поддержал, хотя почти весь его доклад был посвящен тому, почему диалог не складывается. По его мнению, Брюссель нарушает краеугольные принципы партнерских отношений: равноправие участников диалога, учет аргументов и интересов другой стороны, а также базирование на мнении представителей бизнес-кругов (хотя г-н Медведев и оговорился, что прерогативу политиков выстраивать энергодиалог никто не оспаривает).

Топ-менеджер «Газпрома» посетовал, что единственный аргумент относительно недоверия к поставкам газа из России основан на политической интерпретации энергетической безопасности. «Господа политики, -- призвал он Брюссель, -- предоставьте бизнесу решать вопрос, чей газ потреблять европейским клиентам! Политики приходят и уходят, а потребности в газе, самом перспективном виде топлива, остаются». И объявил главной угрозой европейской энергобезопасности «политиков-русофобов».

Александр Медведев также не смог удержаться от того, чтобы покритиковать европейцев за их поведение в январе этого года. «Берусь утверждать, что мы бы не обсуждали сейчас вопросы январского транзитного кризиса (его бы просто не было), если бы Европейская комиссия и Чехия как председатель ЕС в январе не заняли бы позицию пассивных наблюдателей за развитием кризиса», -- заявил он. По его словам, Брюссель официально уведомил российскую сторону, что не считает необходимым вмешиваться в коммерческий конфликт двух стран, тем самым развязав руки Украине, которая, пользуясь своим положением монопольного транзитера, устроила беспрецедентный шантаж.

Подводя черту выступлению, г-н Медведев заявил, что отношения России и ЕС в газовой сфере «нуждаются в перезагрузке». «Мы не приемлем только одного: двойных стандартов и ложных обвинений в создании угроз энергетической безопасности Европы в качестве инструмента давления на Россию и «Газпром», -- сообщил он.

У представителя Еврокомиссии, генерального директора ЕК по энергетике и транспорту Маттиаса Рюте, была возможность отреагировать на газпромовский выпад не сходя с места. «Эмоциональная реакция на критические замечания не столь важна, -- начал чиновник, -- гораздо важнее учитывать конструктивную критику». «Вы многого требуете от нас, -- обратился г-н Рюте к г-ну Медведеву. -- Мы сделали все от нас зависящее в рамках имеющегося мандата. Хотя я допускаю, что-то можно было сделать быстрее и эффективнее». Говоря о «третьем энергетическом пакете (предложениях Еврокомиссии по дальнейшей либерализации рынков электроэнергии и газа) и стратегии «20-20-20» (достижение к 2020 году странами ЕС увеличения энергоэффективности на 20%, снижения выбросов углерода на 20% и повышения уровня использования возобновляемых источников энергии до 20% в энергобалансе союза), он категорически отверг мнение, что они носят антироссийский или антигазовый характер. «Эти инициативы продиктованы интересами свободного рынка и защитой окружающей среды», -- утверждает г-н Рюте.

По его словам, ЕС всегда готов искать компромисс по сложным вопросам. И заявил, что Жозе Мануэль Баррозу планирует обсудить в Хабаровске доработку системы раннего оповещения в случае угрозы энергетического кризиса. Впрочем, известно, что Москву интересует не столько система оповещения (как известно, в случае с Украиной это никак не помогло), сколько предложения по созданию эффективного механизма преодоления транзитных споров, который обеспечит гарантии непрерывности транзита. Это единственное конкретное предложение, которое содержится в разосланном Кремлем международным партнерам в конце апреля «Концептуальном подходе к новой правовой базе глобальной энергобезопасности».

Еврокомиссия ранее отвергла возможности замены Энергетической хартии, но, судя по всему, готова обсуждать конкретные изменения в систему урегулирования транзитных споров. «Предложения г-на Медведева еще будут обсуждаться и в рамках «большой восьмерки», и на G20, но главное, что нам нужно сделать, это восстановить доверие между Россией и всеми 27 членами ЕС», -- подытожил европейский чиновник.

Выступавшие в промежутке между гг. Медведевым и Рюте председатель правления E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг, старший исполнительный вице-президент GDF Suez Жан-Мари Доже и главный исполнительный директор Shtokman Development Юрий Комаров разными словами говорили об одном и том же. «Без доброй политической воли сторон реализация дорогостоящих проектов в газовой сфере невозможна», -- заявил г-н Комаров. Глава E.ON Ruhrgas считает, что «европейская политика в газовой сфере должна основываться не только на диверсификации маршрутов и источников поставок (на чем особенно сильно сконцентрирован Брюссель. -- Ред.), но и в полной мере обеспечивать стабильность долгосрочных отношений с поставщиками газа с учетом взаимных интересов, а также поддерживать крупных импортеров, которые обеспечивают спрос и позволяют реализовывать необходимые для развития рынка инфраструктурные проекты». Г-н Доже начал с призыва: «Нам всем нужно бороться за возврат доверия к газу». По его мнению, очень важно, чтобы правила игры на европейском рынке были наконец сформированы и бесконечные трансформации (которые зачастую обоснованы только политическими нуждами) прекратились. Более того, топ-менеджер GDF Suez полагает, что было бы разумно прислушиваться к мнению и аргументам стран-партнеров, не входящих в ЕС.

После завершения конференции зампред правления «Газпрома», гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев подписал с руководителем немецкой компании Verbundnetz Gas Клаусом Эвальдом Хольстом соглашение о создании консорциума в рамках реализации проекта по учреждению совместного предприятия для сотрудничества в области хранения газа. СП займется строительством и эксплуатацией подземного хранилища газа близ города Бернбург. Проект получил название «Катерина», предполагается, что в течение 10 лет инвестиции в проект составят около 350 млн евро, а при выходе на проектную мощность в 2022 году активный объем газа в ПХГ превысит 597 млн кубометров. Финальное инвестиционное решение будет принято сторонами после консультаций с регулирующими органами в Германии, которые могут запретить долгосрочное контрактование мощностей участниками консорциума, и подготовки итогового ТЭО проекта. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

Алексей ГРИВАЧ, Берлин
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз