|
|
N°86, 21 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великая еврейская мечта
Как ее увидел Квентин Тарантино
Канн, а вместе с ним и все неравнодушное к кино человечество дождались нового фильма Квентина Тарантино под названием «Бесславные ублюдки». Сценарий писался почти десять лет. В главных ролях пара десятков международных звезд первой величины, среди которых Брэд Питт, Диана Крюгер, Тиль Швайгер, Майкл Фассбендер и великолепный австриец Кристоф Вальц, которому сразу можно вручить «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль и великолепное знание по меньшей мере четырех языков, на которых изъясняется его персонаж. Тарантино уже окрестил картину «своим Эверестом», и финальная реплика Брэда Питта I think it's my fucking masterpiece, несомненно, относится не только к вырезанной на лбу нациста свастике, но и к фильму в целом.
«Ублюдков» сгоряча объявили ремейком итальянской одноименной картины 1978 года (на самом деле имеющей к новому фильму весьма отдаленное отношение), и это еще один повод поговорить о цитатности тарантиновского творчества. Хотя на самом деле фильмов, которые он поминает, зачастую не видели не только зрители, но и критики, а цитирует он не конкретные реплики и эпизоды, а сам дух жанровой палп-культуры. С точки зрения сюжета «Ублюдки» больше напоминают недавний отечественный фарс «Гитлер капут» (готов держать пари, что нас ждет парочка рецензий с таким заголовком), переснятый Орсоном Уэллсом. Отряд евреев-убийц под предводительством Брэда Питта рыщет по тылам немецкой армии и в целях устрашения снимает с нацистов скальпы, предварительно обработав их бейсбольной битой. При таком подходе их встреча на тропе войны с полковником СС Гансом Ландой (Вальц), прозванным охотником за евреями, -- это вопрос времени. В первом (и лучшем) эпизоде фильма Ланда расстреливает семью евреев, но юной Шошанне Дрейфус (Мелани Лоран) удается спастись. Все эти персонажи пересекутся в парижском кинотеатре, где будет осуществлен план по ликвидации верхушки Третьего рейха во время премьеры пропагандистского фильма «Гордость нации». Когда Тарантино спросили, не является ли пожар, в котором гибнут несколько сот высокопоставленных нацистов, воплощением великой еврейской мечты, он ответил: «Мои герои остановили войну. Они плод моего воображения. Но если бы они существовали в действительности, все случилось бы именно так».
Шедевра, если совсем честно, не получилось, хотя все фирменные тарантиновские ингредиенты на месте и работают как часы. Особенно хороши проходящие красной нитью через весь фильм лингвистические англо-немецко-французско-итальянские шутки. «Ты знаешь, что значит «садись»?» -- спрашивает Брэд Питт по-английски у пленного немца. Тот кивает. «Тогда садись», -- невозмутимо продолжает Питт. А сцену, в которой все тот же Питт пытается сойти за знатока итальянского языка, иначе как уморительной не назовешь. Плотность и качество кинематографической материи у Тарантино таковы, что его фильм можно порезать ножом, намазать на хлеб и накормить этим хлебом несколько миллионов тарантиноманов по всему миру. Более того, если лично у меня дилогия «Убить Билла» при всем своем формальном блеске вызывала ощущение некоторой вымученности и тяжеловесности, то в «Бесславных ублюдках» Тарантино снова резвится, как ребенок, которому вернули ящик с любимыми игрушками.
Увенчанный всеми мысленными наградами (в том числе и «Золотой пальмой» 1994 года), ставший объектом культа, этот нагловатый экс-сотрудник видеопроката по-прежнему обладает способностью превращать в золото все, к чему прикасается. У него даже Майк «Остин Пауэрс» Маерс играет в эпизоде английского генерала так, словно всю жизнь носил военную форму. А пару всеми забытых песенок с саундтрека скоро будут крутить по радио нон-стоп. Но диковинные киноманские миры, в которые удаляется Тарантино, и то самоупоение (чтобы не сказать самодовольство), с которым он это делает, заставляют ностальгически пожалеть о том, что такое чудо, как «Криминальное чтиво», по-видимому, уже не повторится.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн