Время новостей
     N°85, 20 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2009
А отвага досталась в наследство
Михаил Мессерер стал главным хореографом Михайловского театра
Директор второго по значению петербургского музыкального театра Владимир Кехман продолжает действовать по принципу «покупаю все самое лучшее». Вчера в должность главного балетмейстера театра вступил Михаил Мессерер, и это значит, что директор-миллиардер не просто поставил перед театром цель создать театру европейскую репутацию, но и делает все для того, чтобы эта цель стала достижимой.

Новому главному балетмейстеру Михайловского театра шестьдесят лет. Сын знаменитой балерины Большого театра Суламифи Мессерер, он окончил московское училище и танцевал в Большом, но настоящим его призванием стало призвание педагогическое. Покинув вместе с матерью СССР почти тридцать лет назад, он стал одним из самых востребованных в мире педагогов. Главное место его работы в последние два десятилетия -- Английский королевский балет, но, кроме того, он помогал стремиться к совершенству труппам Парижской национальной оперы и Ла Скала, Австралийскому балету и балету Бежара. Когда в отечестве всех уехавших перестали считать предателями, начались приглашения и из России, и вот уже лет восемь Мессерер регулярно дает уроки в Мариинке, а в 2007 году восстановил в Большом балет знаменитого танцовщика и хореографа XX века, своего дяди Асафа Мессерера «Класс-концерт».

И вот тут стоит отметить, что Михаил Мессерер не сочиняет балетов сам. Он восстанавливает (когда его приглашают) старые советские балеты -- то, что хорошо помнит и знает. То есть в репертуаре Михайловского теперь наверняка появятся спектакли из «золотой копилки» кумачовых лет, но даже это не главное. Главное то, что человек способен разнокалиберную труппу (а в биографиях солистов светится не только Академия русского балета, но и новосибирская, уфимская, даже красноярская школы) привести в боеспособное состояние, а потом дать бой и выиграть его, как случилось год назад на лондонских гастролях, для подготовки к которым театр приглашал именно Мессерера.

Да, за Михайловский театр и петербуржских зрителей теперь можно только порадоваться. Но вот стоит ли радоваться за самого Мессерера? В классе у него проблем не будет. А вот будут ли в кабинетах? Мессерер не получает полную власть -- художественным руководителем балета остается Фарух Рузиматов. Звезда педагогическая и звезда артистическая полны взаимного уважения, но в новых обязанностях Мессерера числится «участие в формировании и исполнении репертуарной и гастрольной политики», то есть им придется довольно плотно работать на одном поле. И директор театра славится эксцентрическим нравом -- энтузиаст искусств, он, по слухам, довольно активно вмешивается в работу подчиненных. В общем, Михаил Мессерер получил не синекуру. Но матушка его, как известно, ухитрилась попасть на гастроли в Берлин в 1933 году в день поджога рейхстага и не отменила концерт. Так что не бояться сложностей -- это у него наследственное.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец