Время новостей
     N°84, 19 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2009
«Для России проходить все этапы эволюции технологий связи нежелательно»
Должность Массимо МИЛЬЮОЛЛО звучит загадочно: вице-президент Cisco по стратегии выхода на рынок и рыночным сегментам в регионе развивающихся рынков. Регион этот включает 130 стран (в том числе Россию) и приносит Cisco 4 млрд долл. в год. О планах компании в России и о будущем информационных технологий г-н Мильюолло во время визита в Москву рассказал нашему корреспонденту.

-- Природа всякого кризиса -- в развитии технологий. Вспомним, например, гибель индустрии паровых машин. Не кажется ли вам, что нечто подобное происходит теперь внутри IT-индустрии? Что насыщение рынка и вызванное этим замедление IT-развития -- одна из причин нынешнего кризиса?

-- Не думаю, что информационные технологии стали причиной кризиса. Вместе с тем ICT-индустрия стоит на пороге технологических перемен, сравнимых с заменой паровых машин двигателем внутреннего сгорания. Вот пример. На прошлой неделе я давал интервью журналисту из ЮАР. Через 25 сек. после окончания интервью видеозапись нашей беседы была сжата с сохранением очень высокого качества и прямо с iPhone журналиста передана в Twitter и Facebook. Это поразительно.

Вообще видео -- гораздо более богатый способ коммуникаций по сравнению с текстовым обменом информацией, который господствует сейчас. С помощью видео я могу гораздо быстрее и эффективнее общаться со своими сотрудниками.

Я считаю, что через пять лет рынок изменится очень сильно. Его изменят подобные технологии. Именно они выведут компании на новый уровень взаимодействия -- не требующего времени на личные встречи, дешевого, эффективного. Ведь экономическая эффективность базируется на общении людей.

Вы ведь понимаете, что цены на товары определяются не технологиями, а многими другими факторами. В том числе поведением пользователей, наличием и доступностью ресурсов и т.п. Технологии способны значительно ускорять процессы обмена информацией, но не являются первоисточником экономических изменений.

-- Даже если, например, Cisco обеспечит технологии, благодаря которым личное присутствие на деловых переговорах перестанет быть необходимостью. Бизнесмены станут меньше передвигаться по миру. От этого пострадают, скажем, авиаперевозчики. Разве не технологии будут в этом случае первоисточником проблемы?

-- Нет, потому что я, например, не собираюсь отказываться от поездок, в том числе в Москву. Мы летаем в отпуск и по делам. Ничего не исчезает, но могут меняться приоритеты.

-- Пример с рынком авиаперевозок был, вероятно, не очень хорош. Но вот рынок софта. Его-то точно ждут перемены. Возможно, скоро никто не станет покупать софт в коробках и устанавливать на своем жестком диске -- программные продукты станут покупать как услугу, доступ к которой обеспечивают сети связи.

-- Если вы интересуетесь моим личным мнением, то я считаю, что существование коробочных продуктов крайне важно. Вместе с тем усилия по его взаимодействию с ПО должны быть сведены к минимуму. Вот пример: покупая операционную систему, я покупаю не столько код, сколько сервис и заложенный в нем опыт.

Посмотрите на Apple. Сейчас для загрузки доступно огромное количество программ на этой платформе, и большинство продуктов бесплатны. Потому что приобретаемое сегодня ПО все в большей мере оказывается удобным инструментом для приобретения контента.

Мы в Cisco считаем своей задачей сделать взаимодействие эффективнее и поставлять скорее услуги, а не коробочное ПО. Наша функция состоит в том, чтобы эффективно передавать по нашим сетям разнообразный контент, удовлетворяя потребности пользователя. Одновременно эти сети должны быть достаточно открытыми для того, чтобы взаимодействовать с самым разнообразным ПО, производимым разными разработчиками.

Вопрос в том, насколько эффективно работает система в целом. Должен ли я сам заботиться, к примеру, о хранении данных или есть смысл доверить эту задачу намного более эффективным внешним сервисам? Сейчас мы все меньше покупаем софт как таковой. Вместо этого мы покупаем музыку, видео и инструментарий для ведения нашего бизнеса.

-- Не могли бы вы сравнить российскую бюрократию с бюрократиями других стран? Что требуют (или не требуют) от Cisco российские чиновники и что -- чиновники других стран? Не разницей ли в методах работы российских и, например, китайских чиновников объясняется разница в объеме инвестиций Cisco в России и КНР?

-- Я не эксперт по Китаю...

-- Как? Разве Cisco не относит КНР к развивающимся рынкам?

-- Нет. Ввиду особой важности рынков Индии и Китая они выделены в самостоятельные направления нашего бизнеса.

-- Хорошо, тогда сформулирую вопрос иначе: наши чиновники когда-нибудь обусловливали сотрудничество с Cisco инвестициями в российский рынок?

-- Нет. Никогда.

-- А в других странах?

-- И там такого никогда не было. Я думаю, наши взаимоотношения с государством точнее всего характеризуются словом «партнерство». Одна из главных тем «стратегии-2020» -- это ICT. У нас есть возможность обучить специалистов, и это одна сторона дела. Другая -- это венчурный фонд. В свое время министры Греф и Рейман обратились к нам с просьбой помочь в развитии венчурного бизнеса. Речь шла о передаче опыта Cisco, о передаче, образно говоря, нашей ДНК в российскую экономику, а не о деньгах. В соответствии с этой просьбой в течение года был создан венчурный фонд «Алмаз-Капитал/Cisco Фонд I». Третье направление нашего взаимодействия с российскими властями -- производство и наука. У нас уже есть исследовательский центр в Самаре, и он будет расширяться.

-- Будете ли вы встречаться с кем-нибудь из представителей правительства во время этого визита?

-- Нет. Цель моего визита в Москву -- понять, чего хотят российские операторы связи, как будет идти развертывание новых сетей для выполнения «стратегии-2020».

-- Cisco и Минкомсвязи РФ собираются заключить меморандум о взаимопонимании. Что это? Есть ли прецеденты такой практики в других странах?

-- Прецеденты есть: Китай, Мексика, Корея, ЮАР. Когда Cisco делает что-то по просьбе правительства, это оформляется как протокол о намерениях. Стандартная процедура.

-- Вам доводилось говорить, что Россия может «перепрыгнуть» некоторые этапы технологического развития в сфере ICT, перейти сразу к современным сетям связи. Какие именно этапы мы можем миновать?

-- Можно «прыгнуть» к самым современным сетям. Возможность совершения такого прыжка ограничена знаниями и некоторыми экономическими факторами. С чисто прагматической точки зрения нежелательно проходить все этапы медленной эволюции технологий связи. Я бы старые технологии просто изолировал и амортизировал бы их. И в это самое время внедрял бы новые технологии, особенно на вертикальных рынках.

Можно, конечно, модернизировать свой автомобиль, пытаясь превратить его в гоночный, но проще взять и купить Ferrari. Ну, по крайней мере два года назад проще было поступить именно таким образом.

Иногда этому мешают организационные причины. Например, раньше мы продавали IP-решения (IP -- от Internet Protocol, универсальный протокол передачи любых цифровых данных. -- Ред.) и технологии передачи данных по волоконно-оптическим сетям силами двух разных подразделений. Два бизнеса, два подразделения. Теперь у нас эти две технологии соединены в одном продукте. Кто должен его продавать? В таких случаях надо думать о рынках, и нужно иметь смелость идти на организационные изменения, потому что если вы этого не сделаете -- сделает кто-то другой. Ясно ведь, что интегрированное решение дешевле, чем две покупки двух продуктов, сделанные по отдельности.

-- Правильно ли понимать, что все технологии связи, предшествовавшие IP, и есть те этапы развития, которые Россия может миновать?

-- Нет-нет! Ведь IP -- это не физическая инфраструктура связи, а я имел в виду именно ее.

-- Было бы глупо спрашивать вас о том, когда кончится кризис. Но вы, очевидно, представляете качественные стадии его развития. На какой из них находится Россия? Складывается впечатление, что наша страна отстает в развитии кризиса, что кризис у нас запаздывает.

-- Мне трудно обобщить мировой опыт экономики во время кризиса применительно к России. В Англии, например, кризис ударил сильнее всего по финансовой сфере. Люди стали меньше тратить, и возник эффект домино. Опустели рестораны, перестали продаваться автомобили.

Но правильной ли была прежняя доступность кредитов? Нет. Из-за этого мы тратили больше, чем зарабатывали. После кризиса люди обязательно станут тратить меньше, чем до него, -- система чему-то научилась.

Кризис можно быстро преодолеть, если вернуть потребителю прежнюю психологическую уверенность. Ведь мы толпа, следуем за лидером, за «первой коровой».

Я не эксперт по России, но если ваша страна отстает в развитии кризиса, то это хорошо: когда другие начнут выходить из кризиса, вы выйдете вместе с ними, а они сыграют роль той самой «первой коровы».

Преимущество России еще и в том, что ваше правительство научено опытом 1998 года. Важно, что накоплены резервы. Макроэкономическое положение вашей страны лучше, чем у многих. Это заслуга вашего Министерства финансов.

-- Мне кажется, что стратегическое будущее страны определяется ее технологическим развитием.

-- Технология окажет очень глубокое влияние на экономику. Люди будут гораздо меньше путешествовать, связь отнимет часть рынка у авиаперевозчиков, качественно иной -- дистанционной -- станет система образования. «Стратегия-2020» все это, по-моему, учитывает.

Что же касается экономики... Есть компании, которые теряют, а есть те, кто зарабатывает, и очень много. Деньги всегда есть, просто они перетекают от одних к другим иначе, чем прежде. Сейчас можно выгодно покупать целые бизнесы, покупать компании. Для тех, у кого есть свободные средства, наступили отличные времена. Но я, к сожалению, в этот клуб не вхожу.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Беседовал Андрей АННЕНКОВ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»