|
|
N°85, 20 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Срочная гуманность
Дмитрий Медведев пытается ускорить процедуру помилования
Президент Дмитрий Медведев стремится доказать, что российские власти всерьез намерены проводить политику «гуманизации» отечественной системы исполнения наказаний. Вчера стало известно, что глава государства подписал указ, изменяющий регламент работы региональных комиссий по помилованию. Документ, в частности, предусматривает сокращение сроков рассмотрения ходатайств по отмене или смягчению уголовного наказания для тех, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести. Также впервые получат право обращаться с ходатайством о помиловании осужденные, содержащиеся в следственных изоляторах. То есть те, кто отбывает срок и против кого проводятся следственные действия уже по новому делу.
О том, что упрощение процедуры помилования станет еще одним шагом по совершенствованию уголовно-исполнительной политики государства, вчера журналистам заявила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. «Президент убежден, что уголовно-исполнительная политика должна стимулировать правопослушное поведение осужденных, формировать у них уважительное отношение к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и способствовать социальной адаптации осужденных, в том числе с использованием института помилования», -- цитирует слова г-жи Тимаковой Интерфакс.
Согласно опубликованному на официальном сайте главы государства тексту документа, администрация исправительного учреждения должна вдвое быстрее нынешнего, то есть в течение 10 дней рассматривать полученные от осужденных ходатайства о помиловании и направлять их в территориальный орган уголовно-исполнительной системы (УИС). УИС в свою очередь в течение пяти, а не семи дней, как это было ранее, должна представить документы в местную комиссию по помилованию и проинформировать Федеральную службу исполнения наказаний. Кроме того, с 15 до 10 дней сокращается срок, который отводится главе территории для обращения к президенту по вопросам помилования. При этом глава региона и территориальная комиссия по помилованию могут потребовать от администрации тюрьмы или следственного изолятора документы и материалы, необходимые для процедуры помилования в течение недели, а не 10 дней, как это было ранее.
По словам г-жи Тимаковой, в высших эшелонах власти считают необходимым также «ускорить принятие нормативного правого акта, регулирующего вопросы деятельности уголовно-исполнительной системы и предусматривающего персональную ответственность должностных лиц ФСИН за проведение соответствующей работы с осужденными, впервые совершившими преступления небольшой и средней тяжести». «Исходя из гуманитарных соображений, президент предлагает рассмотреть вопрос о возможности, условиях и порядке осуществления помилования осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым суд отсрочил реальное отбывание наказания до достижения ребенком 14 лет», -- пояснила пресс-секретарь главы государства.
Однако, по словам правозащитников, упрощать собственно нечего. Как рассказал «Времени новостей» директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, сейчас институт помилования в России практически не работает. По его словам, за годы, прошедшие после реформирования в 2001-м комиссии по помилованию при президенте РФ, количество официальных актов проявления милосердия к осужденным существенно сократилось. Если раньше счет помилований шел на тысячи, то сейчас это единичные случаи. К тому же, по мнению г-на Абрамкина, на местах вопросы отмены или смягчения наказания решают «долго и не очень внимательно». И институт помилования может вновь заработать только при возобновлении работы комиссии на федеральном уровне.
Юлия ХОМЧЕНКО