Время новостей
     N°84, 19 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2009
«Аэрофлот» в кризисе -- с прибылью
Крупнейший игрок занял еще больше
«Аэрофлот» объявил вчера, что по итогам прошлого года его чистая прибыль незначительно уменьшилась, зато резко выросла в первом квартале текущего года. В условиях общего спада активности в отрасли, когда конкуренция за пассажира между авиакомпаниями обостряется, «Аэрофлот» сумел увеличить свою долю на российском рынке.

Согласно опубликованному вчера «Аэрофлотом» отчету по российским стандартам бухучета, чистая прибыль крупнейшей отечественной авиакомпании в 2008 году сократилась по сравнению с 2007 годом на 4%, до 5,8 млрд руб. При этом выручка компании в 2008 году выросла на 23%, до 95 млрд рублей.

Правда, одновременно увеличились долги и обязательства, обременяющие баланс «Аэрофлота». Согласно отчету, краткосрочные обязательства компании в прошлом году выросли с 14,341 млрд руб. до 17,211 млрд руб. Задолженность «Аэрофлота» увеличилась в тот же период с 24,661 млрд руб. до 26,737 млрд рублей.

Количество пассажиров, перевезенных «Аэрофлотом», увеличилось за 2008 год на 13,5%, до 9,272 млн человек (без учета дочерних авиапредприятий).

В первом квартале 2009 года компания отрапортовала об увеличении и выручки, и чистой прибыли. Выручка по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выросла не очень заметно: с 18,92 млрд руб. до 19,57 млрд руб. Зато чистая прибыль подскочила с 1,336 млрд руб. до 1,639 млрд руб., то есть на 22,7%.

Кредиторская задолженность компании за три первых месяца 2009 года сократилась с 15,265 млрд руб. до 14, 282 млрд руб. А краткосрочная дебиторская задолженность за этот период выросла с 26,737 млрд руб. до 29, 691 млрд рублей.

Как считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, эти показатели достигнуты благодаря курсу на сокращение издержек, взятому руководством авиакомпании в прошлом году. «Экономия средств была достигнута путем оптимизации маршрутов, вывода из эксплуатации устаревших самолетов советского производства, которые расходуют больше топлива, чем западные аналоги, а также сокращения всех возможных расходов», -- заявил эксперт «Времени новостей». «Валерий Окулов, возглавлявший в то время «Аэрофлот», принял в качестве ориентира исключительно финансовые результаты, а не долю рынка. И эта установка, судя по опубликованным итогам, оказалась правильной», -- считает г-н Пантелеев.

Впрочем, согласно данным Транспортно-клиринговой палаты, рыночная доля «Аэрофлота» тоже немного увеличилась. В первом квартале 2009 года по совокупности международных и внутренних российских авиаперевозок она составила 28%, против 25% годом раньше.

Если не считать смены гендиректора (Валерий Окулов в апреле ушел из «Аэрофлота» на должность замминистра транспорта), авиакомпанией сейчас руководит та же управленческая команда, что и в прошлом году. Виталий Савельев, приступивший к исполнению обязанностей гендиректора «Аэрофлота» 10 апреля, пока кадровых перестановок в компании не сделал. Возможно, новые лица в менеджменте «Аэрофлота» появятся после собрания акционеров, запланированного на 20 июня. Среди выдвинутых государством кандидатов в состав совета директоров, который должен быть избран на этом собрании, фигурируют три «новичка», не входящие в действующий совет. Один из них -- это сам нынешний генеральный директор «Аэрофлота», бывший первый вице-президент АФК "Система" Виталий Савельев.

Михаил КУКУШКИН