|
|
N°84, 15 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без претензий
В Чечне продолжаются зачистки «по-старому»
Надежды правозащитников на «смягчение» зачисток в Чечне не оправдались. Федеральные войска не выполняют приказ №80 командующего объединенной группировкой войск генерала Владимира Молтенского. Этот документ, широко разрекламированный через СМИ, как известно, должен был наложить ряд ограничений на поведение военных. С соответствующим заявлением выступил вчера на пресс-конференции председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, вернувшийся на днях из селения Алхан-Калы, где в последних числах апреля состоялась очередная зачистка.
Приказ №80, появившийся в начале этого года и считавшийся чуть ли не революционным достижением в правовой политике России, должен был серьезно изменить практику проведения спецопераций в населенных пунктах Чечни. Подобные мероприятия получали статус целевых адресных проверок -- с непременным участием глав местных администраций, старейшин и духовенства. Командиров частей, участвующих в операциях, приказ обязал представляться местным жителям, а по окончании спецмероприятия вывешивать в общедоступном месте списки задержанных жителей с указанием изоляторов, в которые они помещены. Главное, что приказ генерала Молтенского позволял мирным жителям в какой-то степени контролировать действия военных. Последних обязали показывать протокол о проведении зачистки главе местной администрации и брать расписку о том, что население не имеет претензий к федеральным властям. Силовики пообещали, что отныне бесследных исчезновений людей во время зачисток станет меньше.
«Утром 25 апреля федеральные силы приступили к сплошной зачистке Алхан-Калы, -- рассказал Олег Орлов. -- Как вскоре выяснилось, командовал этой спецоперацией генерал Броницкий. Так же, как и в ходе предыдущей зачистки, прошедшей 11--15 апреля, на военной технике либо не было номеров, либо они были замазаны. Тем самым нарушался пункт 4 приказа командующего. Представители федеральных сил, входя в дома, не представлялись, на их лицах были маски. Тем самым нарушался пункт 3 приказа. Глава администрации села Малика Умажева к контролю за проведением зачистки не привлекалась. Тем самым нарушался пункт 2 приказа командующего». Кроме того, в селении оказалось четверо пропавших без вести. В протоколе арестованных, по утверждению генерал Броницкого, эти люди не значились. Но их останки были найдены, когда жители стали разгребать груды кирпичей, оставшихся от взорванного во время спецоперации здания элеватора. Как раз туда федералы отводили на допрос подозреваемых. Олег Орлов показал журналистам видеозапись поисковых работ из села Алхан-Калы и видеоинтервью с жителями. Селяне считают, что их соседей уничтожили после допроса и пыток как нежелательных свидетелей.
По мнению правозащитников, приказ №80, лишний раз подтверждающий, что военные должны руководствоваться российскими законами, а не устраивать произвол, уже поэтому является недоразумением в правовом поле. Но даже этот документ игнорируется силовыми структурами. Правда, один пункт приказа военные стараются выполнить, любым образом заставляя глав администрации подписаться в отсутствии претензий к федералам. Кстати, после операции в Алхан-Калы силовикам так и не удалось заполучить такую подпись. «Война не предполагает отсутствия законов, -- говорит председатель совета «Мемориала». -- Мы призываем власти выполнять те законы, которые они принимают».
Кирилл ВАСИЛЕНКО