|
|
N°84, 15 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия больше не «снизу»
Североатлантический альянс изменил формат общения с Москвой
Министры иностранных дел 19 стран -- членов НАТО и России, собравшиеся в Рейкьявике, договорились о создании Совета НАТО--Россия. Формально новый орган начнет действовать после 28 мая, когда президент России Путин и лидеры стран Североатлантического союза встретятся на базе военно-воздушных сил в окрестностях Рима и подпишут соответствующие документы. После этого Россия полноправно будет сидеть на заседаниях форума, расположившись в порядке алфавита между Португалией и Испанией.
По словам генерального секретаря НАТО лорда Робертсона, «с сегодняшнего дня в обсуждении ключевых вопросов присутствие России будет равным ее 19 союзникам». Под ключевыми темами подразумеваются борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения, противоракетная оборона, миротворческие операции, разрешение региональных кризисов, чрезвычайные происшествия, спасение на море, сотрудничество в области науки и экологии. Повестка дня и решения совета будут определяться консенсусом, а не голосованием, однако Россия не будет обладать правом вето при решении вопросов коллективной безопасности 19 стран-членов: в совете новые партнеры всегда смогут обойти неприятные темы, сконцентрировавшись на решении взаимоважных вопросов. В интервью агентству Reuters официальные лица в Рейкьявике заявили, что после занятой Россией однозначной позиции в связи с событиями 11 сентября некоторые страны, особенно Италия и Британия, предлагали усилить влияние Москвы на политику НАТО, но натолкнулись на сопротивление Пентагона. «То, что мы получили сейчас, -- это практически тот же форум, но с новым названием, символизирующим желание двух стран начать все заново», -- говорят западные дипломаты.
Действительно, Совместный постоянный совет (СПС) Россия--НАТО с придуманным Западом форматом «19 плюс один» существует уже пять лет. Разочарованные российские дипломаты называют этот формат «19 против одного», намекая на его крайнюю неэффективность. По мнению многих западных обозревателей, создание нового органа -- это лишь косметическая попытка подсластить Кремлю горькую пилюлю дальнейшего расширения НАТО на Восток. Несмотря на создание совместного совета, первыми в очереди на вступление в НАТО по-прежнему стоят Латвия, Литва и Эстония, и Россия никак не может повлиять на решение об их принятии в Североатлантический блок. Нынешний СПС Россия--НАТО был создан три года назад в почти аналогичных условиях по случаю приема в альянс Польши, Чехии и Венгрии. Место встречи вызывает в памяти еще одну параллель -- 16 лет назад в Рейкьявике лидер ослабевшей советской империи Михаил Горбачев на встрече с Рональдом Рейганом двинулся по направлению к ядерному разоружению и окончанию «холодной войны». Ввиду необратимого усиления НАТО нынешний российский президент похожим образом стремится получить от Запада хоть какие-то политические дивиденды для ослабленной России.
Однако оптимисты считают, что теперь настали иные времена. «Мы должны принять новых членов, гарантируя свободу от Балтийского до Черного моря, -- говорит президент Буш, -- и НАТО должно сделать отношения с Россией более конструктивными, чтобы мы смогли окончательно и навсегда искоренить разделы, являющиеся реликтами предыдущей эры». «Вся химия отношений между Москвой и Западом действительно меняется сейчас. Владимир Путин сделал исторический выбор. Россия всегда стояла перед выбором: повернуться к Западу или Востоку, и он делает поворот к Западу», -- считает обозреватель CNN Робин Окли. При создании НАТО говорили, что блок необходим для того, чтобы «иметь русских вне, американцев внутри, а немцев снизу». В этом смысле можно утверждать, что превращение формата «19 плюс один» в «двадцатку» -- это очевидная «пиаровская» помощь Запада российскому президенту. Ведь российское общественное мнение зачастую толковало предоставленную Москве роль в НАТО как оскорбительное положение «снизу».
Андрей ЗЛОБИН