|
|
N°84, 19 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На тропе войны
Barclays предложил РУСАЛу выйти из проекта БЭМО в пользу «Русгидро»
Разногласия партнеров Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) -- РУСАЛа и «Русгидро» -- вошли в новую стадию. Вчера стало известно, что в «игру» включился и один из кредиторов РУСАЛа -- банк Barclays Capital. Как рассказал «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией, на прошлой неделе банк направил в адрес компаний письмо, в котором предложил РУСАЛу передать «Русгидро» обязательства по кредиту на 260 млн долл. в обмен на долю в БЭМО, т.е. фактически выйти из проекта. В РУСАЛе посчитали, что к данной ситуации причастен партнер, и поспешили заявить, что не намерены выходить из проекта, а письмо «является всего лишь частным мнением одного из банков, которое не было согласовано со всеми участниками синдиката». «Данное письмо не отражает мнения координационного комитета как основной структуры, представляющей интересы кредиторов РУСАЛа, а также противоречит условиям standstill, подписанным РУСАЛом и банками-кредиторами в марте текущего года. Кроме того, направление «Русгидро» подобного письма, а также его активное продвижение в СМИ является грубым нарушением положения о конфиденциальности договора о кредите, предоставленном БЭМО. Мы считаем неприемлемым предложение, содержащееся в письме Barclays Capital, и отвергаем его, о чем и сообщили в письме, направленном Barclays Capital, -- сказала «Времени новостей» представитель РУСАЛа Вера Курочкина. -- Как бы «Русгидро» ни старалось, ему не удастся заставить нас выйти из данного проекта». В свою очередь в «Русгидро» вчера заверили газету «Время новостей», что у компании «нет задачи расставаться с партнером». Инициатива же Barclays -- это не обязательное к выполнению решение, а, как говорится в письме банка, лишь «предложение к диалогу».
РУСАЛ и ГидроОГК (теперь госхолдинг «Русгидро») в мае 2006 года подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта по созданию БЭМО на паритетных началах. Проект включает в себя достройку Богучанской ГЭС установленной мощностью 3 тыс. МВт на Ангаре и строительство алюминиевого завода в районе станции Карабула мощностью 600 тыс. тонн в год, который должен стать одним из основных потребителей вырабатываемой на ГЭС электроэнергии. Объем капитальных вложений в строительство составляет 54,93 млрд руб., из которых 23,3 млрд уже инвестировано. На 2010 год был запланирован пуск первых трех гидроагрегатов общей мощностью около 600 МВт. Выход на полную мощность в 3 тыс. МВт предполагался в 2012 году. Однако с октября прошлого года у партнеров начались проблемы с финансированием проекта, несмотря на привлеченный 15 марта 2007 года кредит на реализацию проекта БЭМО в размере 520 млн долл., который стороны обязались погасить на паритетной основе (по 260 млн долларов).
Отношения сторон обострились весной этого года, когда РУСАЛ предложил перенести срок запуска ГЭС с 2010 года на 2012-й, объясняя это тем, что сроки запуска алюминиевого завода -- основного потребителя энергии ГЭС -- ранее уже были перенесены, а потребителей на такое количество энергии просто не найти. В «Русгидро» с предложением партнера не согласились. Представители компании тогда заявили «Времени новостей», что готовность станции составляет 77%, первого пускового комплекса -- 92% и нет сомнений в том, что на энергию ГЭС найдутся потребители.
Вчера полемика сторон продолжилась. Начальник департамента по коммуникациям «Русгидро» Евгений Друзяко сказал «Времени новостей», что считает предложение кредиторов «одним из возможных», так как «уже в течение пяти месяцев партнер не соблюдает обязательств по синхронному финансированию строительства Богучанской ГЭС». «Данный шаг позволит снять риски срыва сроков пуска ГЭС, так как РУСАЛ больше не сможет блокировать необходимые решения и проводку платежей подрядчикам», -- отметил он.
Реакция РУСАЛа была жесткой. «Нас крайне удивляет неконструктивная позиция «Русгидро», там напрочь забыли о подписанном партнерском соглашении, действие которого никто не отменял. Также безосновательно звучат обвинения в нарушении финансовых обязательств -- у РУСАЛа нет задолженности по проекту, все работы по строительству БоГЭС во втором квартале финансируются за наш счет», -- сказала газете представитель алюминиевой компании Вера Курочкина.
Пока, как стало известно «Времени новостей», между собой стороны не обсуждали предложение Barclays и сложившуюся ситуацию. Но у «Русгидро» уже имеется запасной вариант. «Видимо, после данного предложения от кредиторов последует обсуждение с участием курирующих проект органов власти, без согласования с которыми изменение конфигурации проекта невозможно. Если такое обсуждение последует, мы будем предлагать вариант, когда «Русгидро» обменивает свою долю в строительстве БоАЗа на долю РУСАЛа в строительстве БоГЭС с доплатой РУСАЛу разницы между стоимостями произведенных вложений (денежная выплата в пользу РУСАЛа в данном случае может составить порядка 8--9 млрд руб.)», -- отметил «Времени новостей» г-н Друзяко. Такой вариант позволит партнерам сконцентрироваться на реализации проектов в отраслях, где каждая компания обладает необходимыми компетенциями -- энергетика и металлургия. Кроме того, РУСАЛ освободится от инвестиционных обязательств в отношении БоГЭС, считает представитель «Русгидро».
Как бы стороны ни упражнялись в красноречии, дальнейшие шаги по реализации предложения Barclays будут зависеть от позиции каждого из кредиторов проекта. Это говорится и в письме банка. Ни для кого не секрет, что сейчас главное для РУСАЛа -- погашение многомиллиардных кредитов. Но, как ранее говорили «Времени новостей» эксперты, добровольно отказываться от проекта РУСАЛ вряд ли станет. Правда, ситуация обстоит так, что принять за него это нелегкое решение может уже государство.
Ирина ЦЫРУЛЕВА