|
|
N°87, 22 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киото в России: пациент скорее мертв, чем жив
Пять лет назад в Москве была заключена сделка, казавшаяся тогда исторической. 24 мая тогдашний президент России Владимир Путин и тогдашний председатель Европейской комиссии Романо Проди объявили о завершении переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Никто не скрывал, что цена этого соглашения - готовность Москвы наконец ратифицировать Киотский протокол. Путин так и сказал: договоренности по ВТО «развязывают руки (России. -- Ред.) по вступлению в Киото». Спустя пять лет приходится констатировать печальный итог: Россия так и не стала членом ВТО, а, ратифицировав в феврале 2005 года Киотский протокол, так и не смогла воспользоваться заложенными в нем инструментами.
С самого момента ратификации Киотского протокола российское правительство продолжает крайне инертно и неохотно реализовывать торговую часть механизмов Киото. По сути, эти механизмы до сих пор даже не начаты, хотя после ратификации чиновники обещали запустить схему торговли в рамках проектов совместного осуществления (ПСО) в течение 3-4 месяцев. По ПСО российские компании могут осуществлять сокращения выбросов по отдельным проектам и затем продавать полученные единицы сокращений представителям западных стран, имеющим соответствующие обязательства.
На тот момент у РАО «ЕЭС» и у целого ряда менее крупных компаний были уже десятки проектных идей, многие из которых они даже сумели провести через тендеры европейских покупателей. Ни один проект тогда не получил одобрения -- большинство из них или пошло дальше без Киото или было забраковано. Ведь «разменяв» Киото на одобрение со стороны ЕС на вхождение России в ВТО, правительство напрочь забыло о воплощении каких-либо конкретных нормативных документов для ПСО. Этот процесс просто-напросто погряз в межведомственных «разборках» о том, кто за что отвечает и кто «главнее».
Шли чередом «круглые столы» и конференции, в Москве появилось множество западных фондов и банков, пытавшихся продвинуть ПСО, но все тщетно. Наконец, весной 2006 года бывший на тот момент заместителем министра экономразвития Андрей Шаронов публично пообещал, что первый ПСО будет одобрен к лету того года. Но ничего не произошло. И напрасно Анатолий Чубайс и другие представители бизнеса писали открытые письма о потерянных миллиардах долларов для российской экономики.
Лишь 28 мая 2007 года правительство наконец выпустило постановление, которое регламентировало азы подачи заявок по ПСО в Минэкономразвития и их дальнейший витиеватый путь по ведомствам (в профильные министерства, затем обратно в МЭР, затем в Координационный Центр, и лишь затем в правительство для постановления об одобрении). Однако выяснилось, что межведомственная комиссия не сформирована, а ряд ключевых регламентов по одобрению не прояснен в постановлении. К началу 2008 года МВК все-таки сформировали и заявители с инвесторами в сотый раз услышали, что проекты будут «вот-вот одобрены». К тому моменту первые заявки уже были поданы. Но после президентских выборов в марте 2008 года комиссию, как и все правительство, распустили и заново смогли сформировать лишь осенью прошлого года. При этом выяснилось, что по принятому регламенту половину (если не больше) работы по проверке соответствия заявок по ПСО правительство, по сути, перепоручило 6 западным компаниям-аудиторам.
По состоянию на апрель 2009 года в Минэкономразвития подано 37 проектных заявок, и ни одна еще не одобрена. Все сроки у первой десятки заявок давно нарушены. Нет никаких подвижек в положительную сторону и для остальных проектов.
Следует признать, что Минэкономразвития действительно «толкало» эту тему как могло, приняв хотя бы базовые принципы рассмотрения проектов, но в целом правительство полностью подвело бизнес по ПСО. Мало того что у большинства киотских проектов жизненный цикл составляет 5-7 лет и решение об одобрении надо было принимать по многим ПСО еще 2-3 года назад, так еще и по оставшимся рентабельным проектам нет четкого понимания по ключевым вопросам. А именно: как будут облагаться с налоговой точки зрения единицы сокращения выбросов (ЕСВ) от российских ПСО? каков правовой статус ЕСВ (услуга, товар или имущественное право)? каков регламент мониторинга сокращений по годам вплоть до окончания действия протокола в 2012 г.? Без этих ключевых данных, которые в большинстве стран, реализующих ПСО, уже давно разъяснены, российские заявители и их западные партнеры не могут принять нужных инвестиционных решений и просто массово уходят с этого рынка. Даже на Украине, стране, в которой, как пишут СМИ, политический и экономический коллапс, и то сумели одобрить уже около 10 проектов и дать разъяснения по нормативной базе.
Отдельные российские компании вопреки всему объявляют о форвардных сделках. В феврале этого года «Роснефть» и компания Carbon Trade & Finance SICAR S.A. (совместное предприятие Dresdner Bank и Газпромбанка) подписали соглашение о покупке у «Роснефти» ЕСВ, полученных в результате реализации программ по утилизации попутного нефтяного газа на двух месторождениях в Западной Сибири. Согласно подписанному документу, «Роснефть» будет предоставлять Carbon Trade&Finance заранее оговоренные количества ЕСВ в течение 2009 - 2012 гг. Продавать ЕСВ можно на любом этапе, даже заранее - еще до осуществления ПСО. Но если проект не пройдет согласование в российском правительстве, то вся сделка, по сути, будет форвардным кредитом от покупателя продавцу, причем, скорее всего, на маловыгодных условиях.
В целом в мире в 2008 году, по данным Pointcarbon, было выпущено ЕСВ на 800 млн. евро, что в 2,5 раза больше, чем в 2007 г. Ни одного евро из этой суммы Россия не увидела, и это при том, что аналитики оценивают потенциал нашей страны в более чем 50% от всего рынка. Кроме 36 зарегистрированных и уже одобренных ООН проектов, более 150 заявлено в ООН для ПСО, их документация имеется на соответствующем сайте ООН и, более того, через этот сайт они прошли общественное обсуждение. Что интересно, из России на сайт ООН подано уже около 80 проектов.
Благодаря ПСО в Венгрии развивается использование биотоплива, в Новой Зеландии и Литве -- ветровая энергетика. Проекты в Германии, в частности, посвящены использованию шахтного метана и улавливанию закиси азота в химической промышленности. В Румынии реализуются энергетические проекты. На Украине развиваются проекты по модернизации муниципальных систем отопления. В России пока не происходит ничего.
Проекты совместного осуществления (ПСО), регулируемые Статьей 6 Киотского протокола, дают возможность осуществлять инвестиционные проекты, направленные на сокращение антропогенных выбросов парниковых газов, между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой (Россия, Украина и Восточная Европа), у которых есть конкретные количественные обязательства по Киотскому протоколу. Одна из стран в таком случае будет выступать в роли инвестора. После реализации проекта страна-инвестор получит образовавшиеся в результате единицы сокращения выбросов (ЕСВ). В реализации ПСО могут участвовать также отдельные компании.
ПСО отличаются от обычных инвестиционных проектов тем, что они должны проходить определенную процедуру проверки (верификации) полученных в результате сокращений выбросов, а также соответствовать «принципу дополнительности»: для выполнения своих обязательств по Киотскому протоколу страны с переходной экономикой должны осуществлять различные внутренние меры, направленные на снижение антропогенных выбросов и/или увеличение абсорбции парниковых газов. То есть реализация ПСО может быть только дополнением к ним и может приводить только к дополнительным сокращениям выбросов, которые не могли бы произойти без данного проекта.
Захар ИЛЬИН