|
|
N°87, 22 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мыслить и действовать в общеевропейском масштабе
Председатель правления E.ON Ruhrgas Бернхард РОЙТЕРСБЕРГ рассказывает «Энергии Европы» о сотрудничестве с «Газпромом», перспективах европейского рынка и новых путях природного газа.
-- После российско-украинского газового конфликта в начале года в СМИ появились сообщения о том, что конфликт якобы негативно сказался на партнерских отношениях между E.ON Ruhrgas и «Газпромом». Как складывается в настоящее время сотрудничество между двумя предприятиями?
-- «Газпром» и E.ON Ruhrgas по-прежнему плодотворно сотрудничают друг с другом, несмотря на газовый конфликт между Россией и Украиной. Временное прекращение поставок вынудило обе стороны решать весьма серьезные задачи, но это никоим образом не сказалось отрицательно на сотрудничестве между E.ON Ruhrgas и ОАО «Газпром». Мы уже 36 лет покупаем российский газ, и за это время между «Газпромом» и нашим предприятием сформировались тесные дружественные связи. Они сохранились, несмотря на противостояние Востока и Запада, мировые энергетические кризисы и распад Советского Союза.
-- Какие у вас планы в отношении дальнейшего сотрудничества?
-- Мы намерены непрерывно расширять наше энергетическое партнерство в интересах дальнейшего развития газовой отрасли Германии и России. E.ON Ruhrgas приобретает долю в Южно-Русском газовом месторождении, одном из крупнейших в мире газовых промыслов. Это открывает новую главу в успешном и многолетнем сотрудничестве E.ON и «Газпрома»: предприятия вышли на качественно новый уровень партнерских связей. «Газпром» и E.ON сотрудничают теперь в сфере добычи газа и решающим образом способствуют обеспечению надежности энергоснабжения России и Европы. Мы надеемся, что в скором времени нам удастся завершить процедуру сделки по приобретению доли в газовом месторождении и одновременно стать совладельцем газодобывающей компании «Севернефтегазпром», являющейся держателем лицензии на добычу углеводородов на Южно-Русском месторождении. В результате этого мы достигнем углубления партнерских связей с «Газпромом». Не в последнюю очередь в связи с этим следует упомянуть и прогресс в деле реализации такого крупного проекта, как «Северный поток».
-- Насколько важен газопровод «Северный поток» для обеспечения энергоснабжения Германии и Европы?
-- Еврокомиссия не без оснований заявила о том, что «Северный поток» является одним из важнейших проектов в рамках Директив по формированию трансъевропейских энергосетей (TEN-E). Этот трубопровод напрямую свяжет газовые месторождения России с рынками сбыта в Западной Европе. На начальном этапе с 2011 года по этой новой ветке предусматривается перекачивать 27 млрд кубометров газа в год. В результате мы достигнем значительного расширения существующих сегодня газотранспортных мощностей. А это совершенно необходимо ввиду повышения спроса, происходящего на фоне снижения добычи газа в Европе. С помощью трубопровода «Северный поток» страны ЕС смогут удовлетворять 25% своей дополнительной прогнозируемой потребности в газе. Таким образом, «Северный поток» определенно будет служить обеспечению надежности энергоснабжения Европы.
-- Каким вам представляется будущее германо-российских отношений в области газа?
-- Доля российского газа в снабжении Германии составляет сегодня 37%. В будущем российские поставки также будут играть важную роль, ведь Россия располагает крупнейшими в мире запасами природного газа. Еще одним фактором является географическая близость этих запасов к Европе, что позволяет довольно просто обеспечивать их транспортировку по трубопроводам. В целях обеспечения надежности поставок в будущем мы продлили действие заключенных контрактов на поставку газа до 2035 года. Это в очередной раз подчеркивает ориентацию наших связей в газовой отрасли на долгосрочную перспективу.
-- В последние годы все более очевидной становится интернационализация газовых рынков. Как E.ON Ruhrgas подходит к решению новых задач, возникающих в связи с этим?
-- Мы считаем своей первоочередной задачей повышение надежности газоснабжения Германии и Европы. Уже сегодня мы получаем газ из шести стран. В будущем мы намерены наладить поставки газа из стран Северной и Западной Африки. В течение ближайших трех лет E.ON Ruhrgas собирается инвестировать примерно 4 млрд евро -- в основном в расширение системы трубопроводов и инфраструктуры газовых хранилищ, а также на развитие деятельности в сфере добычи и на реализацию ряда проектов поставок СПГ. В рамках общей стратегии Россия будет по-прежнему оставаться для E.ON Ruhrgas одним из незаменимых партнеров.
-- Какие перспективы вы связываете со сжиженным природным газом?
-- Налаживание поставок сжиженного природного газа (СПГ) продиктовано географической удаленностью источников и целями экономического роста нашего предприятия. Доля СПГ в суммарном объеме газовых ресурсов Европейского союза увеличится, видимо, с сегодняшних 10 до 18% в 2020 году. В последние годы удалось достичь больших успехов в совершенствовании технологии, оборудования и танкеров. И мы активизировали свою деятельность в этой сфере. На терминалах СПГ в Нидерландах, Великобритании и Испании мы зарезервировали мощности в размере 6,3 млрд кубометров в год. Кроме того, мы участвуем в проектах в Италии и Хорватии, параллельно активизируя свою деятельность в странах-производителях, в частности в Северной и Западной Африке. Хотел бы, однако, еще раз подчеркнуть, что СПГ является лишь дополнением к нашему портфелю закупок. Он не заменит и не способен заменить собой трубопроводный газ.
-- E.ON Ruhrgas работает в основном на рынке Европы, который характеризуется сегодня весьма бурным развитием -- происходит освоение новых газовых месторождений, прокладка новых маршрутов транспортировки, завязываются новые партнерские связи, осуществляются инвестиции, внедряются инновационные технологии... Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на газовом рынке Европы? И какое значение она может иметь для будущего развития?
-- Европа -- это второй по величине газовый рынок в мире после Северной Америки. При этом объемы добычи газа в европейских странах -- Германии, Великобритании и Нидерландах -- сокращаются. Чтобы удовлетворить растущий спрос, мы будем вынуждены увеличивать объемы импорта из других регионов. Этот фактор обусловливает необходимость освоения новых источников и новых маршрутов транспортировки. Некоторые ресурсы природного газа, имеющиеся в странах-производителях, уже сегодня экономически эффективно поставлять в другие регионы, например в Азию. Чтобы успешно конкурировать в этом плане, европейские энергетические предприятия должны быть достаточно мощными. Лишь в таком случае они в состоянии осуществлять необходимые инвестиции и способствовать достижению стратегической цели, заключающейся в формировании единого газового рынка ЕС. Следовательно, фокусировка внимания и усилий на национальных рынках давно не соответствует духу времени. Вскоре, думается, мы будем свидетелями того, как предприятия начнут мыслить и действовать в общеевропейском масштабе, причем в гораздо большей степени, чем сегодня. И этот факт обусловливает необходимость формирования новых глобальных партнерских отношений и расширения существующего сотрудничества.
-- Какую роль E.ON Ruhrgas играет в концерне E.ON?
-- Мы являемся головной компанией, образующей рыночное подразделение концерна под названием «Панъевропейский газ» (PEG). Это значит, что вместе с нашими дочерними и ассоциированными обществами мы отвечаем за весь газовый бизнес концерна в Европе -- начиная с разведки, добычи, транспортировки, хранения и кончая оптовой торговлей и распределением. Мы являемся газовиками концерна E.ON.
-- Как известно, E.ON Ruhrgas является не только крупнейшим в Германии импортером газа, но и разработчиком инновационных технологий для газовой отрасли. На чем сегодня концентрируются в первую очередь исследователи компании?
-- Мы занимаемся научными исследованиями для того, чтобы обеспечить условия для надежного и долгосрочного газоснабжения -- экологически чистого с точки зрения защиты климата и адекватного с точки зрения удовлетворения реального спроса. Мы участвуем, в частности, в разработке таких перспективных технологий, как топливные элементы и использование природного газа в качестве моторного топлива. Последний является, кстати, одним из 30 проектов, реализуемых сегодня в рамках нашего научно-технического сотрудничества с «Газпромом». Проектом предусматривается поставка к 2014 году около 20 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Сочи, что позволит к началу проведения Олимпийских игр создать условия для использования природного газа, одного из наиболее экологичных видов топлива, в сфере транспорта. Еще одним примером может служить совместный технический проект E.ON Ruhrgas и «Газпрома», отмеченный недавно премией Н.К. Байбакова. Лауреатом стал проект реконструкции подводного перехода через реку Обь в Томской области. При укладке этого дюкера протяженностью 2500 метров в России впервые использовалась немецкая технология PrimusLine.
Развитие партнерства
1970 г. Заключение сделки «газ--трубы»
1973 г. Начало поставок российского газа в Германию
1981 г. Соглашения о поставке дополнительных объемов газа
1992 г. Начало технического сотрудничества
1993 г. Проведение в Эссене первой художественной выставки работ из собраний государственных музеев России при спонсорской поддержке компании Ruhrgas
1995 г. Первое соглашение о сотрудничестве в области экологии
1998 г. Продление контрактов на поставку газа до 2020 года
2000 г. Избрание д-ра Буркхарда Бергманна, заместителя председателя правления E.ON Ruhrgas, в совет директоров «Газпрома»
2003 г. Увеличение доли участия E.ON Ruhrgas в капитале «Газпрома» до 6,43%
2005 г. Решение о строительстве трубопровода «Северный поток»
2006 г. Продление контрактов на поставку газа до 2035 года
2008 г. Достижение соглашения о долевом участии E.ON в Южно-Русском газовом месторождении
Бернхард Ройтерсберг с марта 2008 года является председателем правления акционерного общества E.ON Ruhrgas. До назначения на эту должность почти в течение десяти лет работал в структуре концерна E.ON -- вначале генеральным директором сбытовой компании E.ON Vertrieb, затем с 2001 года членом правления E.ON Energie. С 2006 года был членом правления E.ON Ruhrgas. Бернхард Ройтерсберг -- дипломированный специалист по экономике и организации торговли. В 1985 защитил докторскую диссертацию в научно-исследовательском институте транспорта при Мюнстерском университете. В 2000 году после нескольких лет работы в компаниях Henkel и Vaillant стал сотрудником концерна E.ON.
Беседовал Юрий ШПАКОВ