|
|
N°87, 22 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы уверены, что предложенный маршрут наилучший»
В интервью Юрию ШПАКОВУ и Алексею ГРИВАЧУ заместитель технического директора компании Nord Stream Дирк фон АМЕЛЬН рассказывает о том, какие проблемы приходится решать при подготовке к строительству газопровода «Северный поток». Г-н фон Амельн отвечает в руководстве компании Nord Stream за работу по получению разрешительной документации на строительство.
-- Какие выводы сделала для себя компания Nord Stream в связи с январским российско-украинским газовым конфликтом? Стали ли трудности с транзитом газа через Украину важным аргументом в пользу проекта?
-- В начале года неоднократно муссировалась тема, что целью строительства Nord Stream является обход Украины. Это не соответствует действительности. На самом деле Nord Stream в большей степени представляет собой дополнительный северный маршрут, позволяющий удовлетворить растущую потребность Европы в импорте газа. Это убедительно доказывают цифры: через Украину ежегодно проходит около 120 млрд кубометров природного газа, что соответствует 80% российского газового экспорта в Европу. Начиная с 2011 года Nord Stream сможет ежегодно обеспечивать транспортировку 27,5 млрд кубометров газа, а с введением в эксплуатацию второй линии газопровода -- 55 млрд кубометров газа. Таким образом, Nord Stream уже в силу своей пропускной способности не может стать заменой транзиту газа через территорию Украины.
Тем не менее российско-украинский газовый конфликт еще раз обозначил необходимость диверсификации маршрутов транспортировки газа, что будет способствовать энергетической безопасности Европы. В настоящий момент планируется ряд других газопроводных проектов. Nord Stream сможет обеспечить лишь 25% потребности Европы в дополнительном импорте природного газа.
Кроме того, необходимо отметить, что разработка проекта Nord Stream началась еще в 1990-е годы, когда вопрос взаимоотношений между Россией и Украиной еще не стоял.
-- Несколько недель назад стал известен новый участник проекта -- Gaz de France. Может ли такое расширение состава участников положительным образом повлиять на атмосферу вокруг проекта?
-- GDF Suez в настоящий момент лишь проявляет интерес в отношении вступления в консорциум Nord Stream. Акционеры европейско-российского совместного предприятия -- OAO «Газпром», BASF/Wintershall AG, E.ON Ruhrgas AG и N.V. Nederlandse Gasunie -- приветствуют такой интерес. Участие в проекте столь сильного европейского партнера стало бы дополнительным подтверждением доверия к Nord Stream.
Газопровод Nord Stream уже в течение долгого времени считается одним из приоритетных европейских проектов в сфере энергетической инфраструктуры. Еврокомиссия, Европарламент и Евросовет в 2006 году объявили Nord Stream проектом, «отвечающим интересам всей Европы», в рамках Директив о трансъевропейских энергетических сетях.
-- Что на сегодняшний день является самым большим препятствием в реализации проекта Nord Stream?
-- Nord Stream является наиболее проработанным инфраструктурным проектом в сфере импорта газа в Европе. Значительным вызовом для проекта является процесс получения разрешений. Газопровод Nord Stream пройдет через воды пяти государств -- России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В этих странах проходят национальные процедуры получения разрешений.
Кроме того, проект регулируется Конвенцией Эспо, которая предусматривает проведение взаимных консультаций между государствами при реализации крупномасштабных проектов с возможным трансграничным воздействием. В процессе Эспо по проекту Nord Stream участвуют девять стран. В настоящий момент продолжается этап общественных консультаций. В Германии, Дании и Финляндии в начале мая закончился срок представления заключений по национальной разрешительной документации. Таким образом, проект реализуется в соответствии с запланированным графиком.
-- Что представляет собой график реализации проекта? Когда Nord Stream планирует получить разрешения?
-- Все национальные заявки на получение разрешений и материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также отчет об экологическом воздействии в трансграничном контексте (отчет Эспо) были представлены компетентным государственным органам до мая нынешнего года. После этого во всех странах начался этап общественных консультаций, в некоторых странах он продолжается до сих пор.
После того как будут собраны отзывы и комментарии общественности, компетентные органы в пяти странах -- участницах разрешительного процесса проведут проверку всех возражений и материалов. На основании этой информации будут приняты решения по выдаче разрешений.
Мы очень серьезно относимся к комментариям общественности и продолжим активный и конструктивный диалог с соответствующими государственными органами. Начало строительства газопровода намечено на начало 2010 года, до этого времени мы рассчитываем получить все необходимые разрешения.
-- Необходимо ли утверждение проекта в странах Балтии и в Польше? Каким образом эти страны участвуют в процессе согласования Nord Stream?
-- Нет, утверждения проекта странами Балтии и Польшей не требуется. Для реализации проекта необходимы разрешения пяти стран, через воды которых пройдет газопровод, -- России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Тем не менее страны Балтии и Польша имеют право голоса в международном консультационном процессе в рамках Конвенции Эспо. Они могут представить комментарии, связанные с возможным трансграничным воздействием на окружающую среду, которые затем будут учтены компетентными государственными органами.
-- Удалось ли Nord Stream согласовать со шведскими властями срок принятия решения по вопросу выдачи разрешений?
-- Государственные органы Швеции осуществляют оценку проекта в соответствии с национальным законодательством, которое не определяет жестких временных рамок реализации разрешительной процедуры. Первые заявочные документы были поданы шведским властям в декабре 2007 года, а затем дополнены информационно-справочными и исследовательскими материалами в декабре 2008 года. В настоящий момент в Швеции проходит этап общественных консультаций. Кроме того, мы находимся в постоянном диалоге со шведскими государственными органами с целью уточнения открытых вопросов. Учитывая значение проекта для обеспечения энергобезопасности Европы, мы уверены, что мы сможем получить разрешение до конца года.
-- Насколько изменилась позиция шведских властей и политиков после отказа Nord Stream от строительства платформы у острова Готланд?
-- Благодаря техническому прогрессу в области техобслуживания газопроводов компания Nord Stream смогла отказаться от строительства первоначально запланированной сервисной платформы у острова Готланд. Контроль и инспекция газопровода будут осуществляться с помощью специальных диагностических внутритрубных устройств. Это, однако, не внесло принципиальных изменений в позицию шведских властей и политиков, которые, как и прежде, будут осуществлять тщательную проверку проекта, особенно в части его воздействия на окружающую среду.
-- Какие проблемы возникли у Nord Stream в рамках разрешительной процедуры в Дании и Германии?
-- В начале мая в Германии и Дании завершился срок представления комментариев по национальной разрешительной документации по проекту Nord Stream. Компетентные государственные органы осуществляют проработку собранных материалов и передадут их компании Nord Stream как разработчику проекта.
Многочисленные обсуждения с властями и заинтересованными сторонами в обеих странах свидетельствуют, что в Дании особенно остро обсуждается влияние проекта на рыбный промысел, а в Германии основное внимание уделяется экологическим аспектам. Эти опасения принимались во внимание при проектировании газопровода, а также были учтены при определении маршрута и конструкции газопровода с целью обеспечения его максимальной экологичности. Даже строительные работы в рамках проекта Nord Stream запланированы с учетом чувствительности экосистемы, судоходства и рыбного промысла -- трасса, например, не пересекает важных нерестовых областей сельди, трески и других видов рыбы.
-- Существует ли у скандинавских стран консолидированная позиция в отношении проекта Nord Stream?
-- Газопровод Nord Stream пройдет через воды Швеции и Дании, обе страны должны утвердить проект в рамках собственной компетенции. Консолидированной позиции в отношении проекта у этих двух стран нет.
При этом девять стран Балтийского региона в рамках международного консультационного процесса Эспо выработали и приняли общие принципы методологии отчета об экологическом воздействии в трансграничном контексте. Можно считать, что отчет по Эспо и является консолидированной позицией девяти стран по проекту Nord Stream.
-- Ведет ли Nord Stream переговоры с Европейской комиссией о политической и административной поддержке проекта? Если да, то насколько успешно? Наблюдаете ли вы изменения в оценке проекта со стороны ЕС?
-- Проект Nord Stream финансируется исключительно за счет частного капитала. Поэтому мы не ведем никаких переговоров с Еврокомиссией по вопросам получения политической или административной поддержки проекта. Еврокомиссия также не оказывает никакого влияния на процесс получения разрешений, входящий в компетенцию пяти государств, через воды которых пройдет газопровод.
При этом проект Nord Stream представляет интерес для всей Европы. Для нас является поддержкой уже сам факт, что Еврокомиссия и Европарламент признали Nord Stream ключевым проектом в рамках европейской энергетической инфраструктуры. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, а также комиссар по энергетике Андрис Пиебалгс в течение последних лет неоднократно высказывались в пользу проекта как значимой части энергетической инфраструктуры Европы.
-- Насколько активно участвует в разъяснительной работе Герхард Шредер?
-- Герхард Шредер в качестве председателя комитета акционеров осуществляет руководство процессом принятия решений по стратегическим вопросам. Его опыт и огромные связи очень важны для целей проекта.
-- Как вы оцениваете неудачу в Эстонии в 2007 году?
-- В 2007 году Финляндия в рамках международных консультаций обратилась к нам с просьбой исследовать маршрут к югу от Финского залива. Компания Nord Stream пошла навстречу этому пожеланию и обратилась за разрешением на проведение исследований, позволяющих определить наличие более экологически нейтрального маршрута газопровода. Поскольку эстонское правительство отказало в разрешении, эти исследования не были проведены.
Мы исследовали различные альтернативные маршруты в Финском заливе и многократно производили оптимизацию маршрута газопровода. Мы уверены, что предложенный маршрут является наилучшим. Мы стремимся к тому, чтобы наш проект был максимально экологичным.
-- Почему Nord Stream привлекла в качестве консультанта влиятельного финского политика, бывшего премьер-министра этой страны Пааво Липпонена? Ведь по сравнению со Швецией в Финляндии гораздо меньше явных проблем с получением разрешений. Кто поможет Nord Stream установить конструктивные взаимоотношения со Стокгольмом?
-- В отличие от стран Северного моря, где проложено несколько тысяч километров подводных трубопроводов, Финляндия обладает меньшим опытом в этой области. Здесь необходимо проработать множество вопросов по рамочным условиям и исследованиям окружающей среды. В связи с этим мы привлекли Пааво Липпонена к участию в проекте в качестве независимого консультанта. Что касается Швеции, в январе этого года Ларс О. Гренштедт был назначен старшим советником руководства компании. Он представляет Nord Stream в Швеции и отвечает, в частности, за связи с политиками и органами власти. До этого Ларс Гренштедт занимал должность председателя правления шведского банка Handelsbanken.
|