|
|
N°84, 19 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент из питерских
Литву возглавила стальная женщина с очаровательной улыбкой
В Литве подвели итоги прошедших в воскресенье, 17 мая, президентских выборов, которые стали сенсационными для страны -- правда, не с точки зрения имени триумфатора. В победе 53-летней беспартийной Дали Грибаускайте мало кто сомневался. Но вот то, что она победила уже в первом туре, можно считать беспрецедентным. В истории пяти президентских кампаний после восстановления независимости Литвы в 1991 году такое, правда, случалось -- в 1993 году. Но тогда за президентский пост боролись всего двое: Альгирдас Бразаускас и Стасис Лозорайтис. Сейчас же в кампании участвовало семеро кандидатов, и на этом фоне процент набранных Грибаускайте голосов беспрецедентен без всяких оговорок -- более 69%. Занявшего второе место лидера социал-демократов Альгирдаса Буткявичюса поддержали 11,7%.
Впрочем, интрига воскресного голосования состояла не в том, сколько голосов наберет Даля Грибаускайте, а в процентах явки. Низкая явка могла привести к необходимости проведения второго тура. В воскресенье в Литве шел дождь, и Даля Грибаускайте пошутила: «Так это же хорошо. Куда еще людям идти в плохую погоду?» Так и получилось.
Победившая Грибаускайте во многом обязана нынешнему месту работы -- комиссара Европейского союза по финансовому планированию и бюджету. Этот опыт сейчас востребован страной, борющейся с экономическим кризисом. В обществе ходят слухи, что Литва получала щедрую финансовую помощь Евросоюза (страна входит в него с 2004 года) как раз благодаря влиянию и стальному характеру Грибаускайте. Новый президент страны не замужем, что в глазах многих является подтверждением версии о полной служебной самоотдаче.
Имидж европейского комиссара перевесил некоторые сомнения, возникшие в Литве насчет советского прошлого Дали Грибаускайте. В 1983 году она закончила вечернее отделение экономического факультета Ленинградского госуниверситета, одновременно работая на местной меховой фабрике «Рот-Фронт». Диплом экономиста будущий президент получила в один год с нынешним министром финансов России Алексеем Кудриным и бывшим советником российского президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым (впрочем, учились все они на разных отделениях).
В 1988 году Даля Грибаускайте защитила кандидатскую диссертацию в партийной Академии общественных наук в Москве. А если учесть, что у нее за плечами еще и преподавание политэкономии в 1983--1990 годах в вильнюсской Высшей партийной школе, то неудивительно, что недоброжелатели муссировали тему ее «возможных связей с КГБ». Больше всех победительницу критиковал Зигмас Вайшвила, возглавлявший в начале 1990-х годов литовскую службу госбезопасности. Он даже поставил под сомнение литовское происхождение уроженки Вильнюса времен СССР. Главной избирательной комиссии пришлось создавать комиссию, которая рассеяла все сомнения.
В 1990-е годы, повысив свою квалификацию по специальной программе в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, Грибаускайте поступила на дипломатическую службу. Три года она проработала в посольстве Литвы в США. К 2000 году она дослужилась до поста замминистра иностранных дел и сыграла значительную роль в переговорах с Евросоюзом по заключению договора о свободной торговле и координации экономической помощи Литве. Эти документы проложили путь к вступлению страны в ЕС в 2004 году.
В 2001 году Даля Грибаускайте заняла пост министра финансов и проработала до начала «брюссельской командировки» в 2004 году. Причем работала она в правительствах и правого, и левого политического толка. Помимо литовского она владеет английским, французским, польским и русским языками. Она знакома с огромным числом политиков высших рангов в отличие от своего 82-летнего предшественника Валдаса Адамкуса, круг общения которого до избрания президентом Литвы в 1998 году был узок, ведь до этого он несколько десятилетий жил и работал в США.
Даля Грибаускайте подкупила избирателей очаровательной улыбкой и твердым характером. Во время «посиделок» на телеканалах сразу после выборов ей даже пришлось убеждать политологов, что она не является «бойцом-нападающим» и способна на компромиссы. Спросили ее и о возможном роспуске правительства. Она дала понять, что не намерена менять 52-летнего премьера Андрюса Кубилюса, так как не видит более сильной фигуры, но укажет ему на имеющиеся разногласия. А вот нескольких министров, особенно отвечающих за экономику и финансы, возможно, придется поменять: «Если они не смогут признать и исправить ошибки».
Сразу после объявления предварительных результатов выборов Андрюс Кубилюс посетил избирательный штаб победительницы и побеседовал о будущем взаимодействии. После встречи Даля Грибаускайте сообщила, что скоро пообщается с главой кабинета подробнее и укажет ему на необходимые изменения в антикризисных мерах. «12 июля, после инаугурации, моей первой задачей будет оценить работу правительства и в течение 15 дней представить кандидатуру премьера», -- заявила президент, не уточнив, будет ли новый премьер действительно новым.
Внешняя политика для нового президента Литвы, похоже, второстепенная тема. На вопрос, куда она собирается отправиться в первую поездку, она ответила лаконично: «В Литву». Она займется сначала внутренними делами, а ездить будет исходя не из ритуалов и традиций, а по необходимости.
Дипломатично, но внятно оценила новоизбранная леди-президент внешнеполитическое наследие Валдаса Адамкуса. Она сделала это на вчерашней пресс-конференции, где среди множества журналистов был и автор "Времени новостей". Грибаускайте считает, что ее предшественник «хорошо поработал на востоке», помогая всему Евросоюзу в реализации новой инициативы «Восточное партнерство» по сотрудничеству с постсоветскими государствами, но нужно уделять «больше внимания» Европе в целом. Ключевой фразой выглядят слова «нужно защищать реальные, а не надуманные интересы Литвы», за которыми скрывается раздражение по поводу извечной «особой позиции» Адамкуса в ЕС, в том числе по России, что не всегда благоприятно сказывалось на развитии российско-литовских отношений. Про Америку новый президент не упомянула ни разу, подчеркнув, что реальные интересы Литвы в Европе.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс