Время новостей
     N°84, 19 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2009
"В Германии невозможно представить улицу Гитлера"
Эксперты предлагают постепенно убирать советское наследие с российских улиц
Вернуть исторические названия улицам и площадям российских городов, а также самим городам и регионам предлагают члены российского экспертного сообщества. Эта тема обсуждалась вчера в Общественной палате на «круглом столе» под названием «Слом эпох: как нам поступать с советским наследием на наших улицах?».

Дискуссия показала, что через 20 лет после очередных переименований улиц и станций метро этот вопрос по-прежнему остается острым и способен развести российских граждан по разные стороны баррикад. «Было бы неправильно вычищать все связанное с советским периодом, в нем было немало славного, и в первую очередь это то, что связано с победой в Великой Отечественной войне, -- заявил историк Петр Мультатули. -- Но если говорить о -- давайте называть вещи своими именами! -- государственных преступниках, то этот вопрос должен быть решен. В Германии невозможно представить улицу Гитлера или Гиммлера, почему же у нас называют улицы именами Свердлова, Дзержинского, Войкова? Они ничего не строили, только убивали!»

Его коллега, историк и телеведущий Константин Ковалев, попробовал объяснить, почему общество, в 90-е годы с энтузиазмом встречавшее возвращение исторических названий городам и весям, сегодня настроено не столь однозначно: «Сейчас революционные символы обретают свой первоначальный смысл и проецируются в будущее, так как вопросы, решение которых провозглашалось на словах в ходе революции 1917 года, стоят очень остро, прежде всего в социальном плане». С этой точки зрения откат к советской символике в путинскую эпоху следует рассматривать не только как реставрацию административно-командной системы, но и как стихийный запрос общества на социальную справедливость на фоне растущего разрыва в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев. Константин Ковалев призвал к толерантности, напомнив, что нетерпимость в вопросах исторических наименований проявляют не только адепты коммунистической идеологии: «В среде русской эмиграции тоже иногда говорят: пока вы звезды с Кремля не снимете, мы не вернемся!» Однако сам историк предлагает заниматься не механическим переименованием, а «возвращением исторической памяти».

Директор Государственного музея современной истории России (до сентября 1998 года -- Музей революции) Тамара Шумная присоединилась к предложению проявить толерантность, однако в ее устах это прозвучало скорее как предложение оставить все как есть и не ворошить прошлое. «Каждая страна имеет кровавые страницы в своей истории, не надо переписывать историю», -- заявила она, напомнив собеседникам и французскую революцию с ее террором, и годы фашизма в Германии. Хотя, как ранее заметил г-н Мультатули, при всем трепетном отношении немцев к своей истории проспект Гитлера в современном Берлине представить невозможно даже в самом плохом фантастическом романе. Но если идеология фашизма была официально осуждена на Нюрнбергском процессе, то с коммунистическим прошлым никакой ясности в умах до сих пор нет. «Где суд, который определил, кто преступник? -- вопросила г-жа Шумная. -- Тогда на основании решения этого суда мы и произведем переименования».

«Что касается судов, то я не сторонник», -- моментально отреагировала на этот призыв ведущая «круглого стола», член Общественной палаты Елена Зелинская. Председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов Михаил Горбаневский тоже заявил, что суды ни к чему: «В Старой Руссе бывшая Введенская улица сейчас называется улицей Халтурина (Степан Халтурин -- террорист-народоволец, организовавший в 1880 году взрыв в Зимнем дворце, повлекший за собой человеческие жертвы. -- Ред.). Вы без суда не можете отличить его от террористов «Аль-Каиды»?» Приведя Старую Руссу в качестве примера российского малого города, г-н Горбаневский огласил статистику: «Из 187 названий улиц всего пять исторических, причем название было возвращено только одной из них -- Георгиевской, которая в советское время называлась улицей Соломона Урицкого. Мэр говорит, что не будет заниматься возвращением исторических названий, потому что электорат его не поймет!»

Эксперты указывают на то, что наименования улиц -- вопрос не только идеологии, но и сохранения исторической памяти. И решающее слово тут должно принадлежать не политикам, а ученым. Михаил Горбаневский напомнил, что академик Дмитрий Лихачев предлагал ввести в закон «Об охране памятников истории и культуры» понятие «историческое название», которое бы приравнивалось к памятникам культурного наследия. Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что внесение такой поправки в действующий закон необходимо.

Беседуя с корреспондентом «Времени новостей», г-н Горбаневский привел пример того, как название может являться историческим памятником: «В Старой Руссе есть улица Свердлова, раньше она называлась улицей Мостовой, потому что это была первая вымощенная камнем улица в городе. Уже и мостовой той нет, все залито асфальтом, но название -- это часть истории. И неважно уже, хорош или плох Свердлов, но он не имеет никакого отношения к этой улице».

По итогам «круглого стола» эксперты решили собраться еще раз и изучить местное законодательство по вопросам возвращения исторических названий -- такой анализ обещает подготовить Михаил Горбаневский. Относительно ясна и судьба улиц, названных в честь наиболее одиозных фигур советского периода: все согласны с тем, что имена Свердлова, Кирова, Войкова, а также русских террористов Халтурина и Перовской рано или поздно должны исчезнуть с карт городов. В целом же г-н Горбаневский предложил «не выносить вопрос на площадь», провоцируя новый виток общественного раскола, а предоставить решать эти вопросы ученым: «Надо не диктовать, но помогать местным властям. Можно создать топонимическую комиссию при городской Думе, я помогал создавать такую в Новгороде».

Интересно, что, как заверил участников «круглого стола» депутат Госдумы единоросс Владимир Мединский, переименование улиц и даже городов обходится бюджету не так уж дорого: «Человек, который говорит, что это стоит больших бюджетных денег, либо некомпетентен, либо желает на этом деле нажиться». Михаил Горбаневский пояснил, что карты, справочники и бланки с названиями в любом случае периодически обновляются и дополнительного финансирования это не требует.

Пожалуй, дороже всего за историческую память могут заплатить граждане, имеющие несчастье жить на бывшей улице Степана Халтурина: ведь это им придется менять все документы -- от паспорта до свидетельства о собственности на квартиру. Видимо, без щепок при рубке леса в России все-таки никак не обойтись.

Наталья РОЖКОВА