Время новостей
     N°83, 18 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2009
«Аэрофлоту» не хватило прозрачности
Еврокомиссия озабочена российскими Интернет-тарифами
Еврокомиссия раскритиковала восемь авиакомпаний, летающих в Европе, в том числе «Аэрофлот», за то, что интернет-тарифы этих перевозчиков недостаточно ясны и «прозрачны» для потребителей. Российская авиакомпания в ответ заявила, что проверка ее сайта на соответствие законам Евросоюза не имеет под собой юридической основы, так как «Аэрофлот» базируется в стране, не являющейся членом союза. Любые решения в этой сфере, считает «Аэрофлот», должны быть предметом межгосударственных переговоров, а не прямых контрактов европейских властей с авиаперевозчиком.

Еврокомиссия, в общем, разделяет это мнение. В опубликованном ею докладе подчеркивается, что принятие мер по приведению авиабилетных сайтов в соответствие с европейскими стандартами защиты прав потребителей относится к компетенции национальных властей соответствующих государств. Вместе с тем еврокомиссар Меглена Кунева пообещала добиться заключения специального внутриотраслевого соглашения, регулирующего порядок публикации билетных тарифов на сайтах авиакомпании.

В конце прошлой недели г-жа Кунева, делегированная в Еврокомиссию Болгарией в качестве комиссара по делам потребителей, обнародовала результаты работы полуторагодовой кампании по повышению «прозрачности» авиабилетных сайтов, доступных гражданам Европы. Наряду с авиакомпаниями, «прописанными» в странах ЕС, исследованию подверглись компании из-за пределов Евросоюза, продающие свои европейские рейсы через Интернет.

Свое критическое внимание ревизоры обращали на те случаи, когда разнообразные сборы и наценки не объявляются ясно и понятно с самого начала бронирования, когда в рекламных целях публикуются привлекательные тарифы, реально недоступные на данном сайте, а также когда потребитель может быть введен в заблуждение номинированием цен в разных валютах.

Такие отступления от жестких потребительских стандартов оказались довольно распространенными, однако большинство компаний согласились «исправиться» непосредственно в процессе исследования. По словам г-жи Куневой, начиная с сентября 2007 года, были проинспектированы 137 сайтов авиакомпаний, и 115 из них подверглись добровольной коррекции. В марте этого года специалисты Еврокомиссии повторно проверили 67 сайтов крупнейших авиакомпаний, признав 52 из них «абсолютно здоровыми». В число 15 «проблемных» электронных торговых систем при этой повторной проверке попали несколько бесспорных лидеров отрасли, в том числе British Airways и группа Air France-KLM. Правда, эти две компании в последний момент, в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии, удалили со своих сайтов «вводящую в заблуждение» информацию, и не попали в финальный список нарушителей.

Г-жа Кунева объявила, что Еврокомиссия по-прежнему озабочена позицией восьми авиакомпаний, не двигающихся в сторону большей «прозрачности» Интернет-торговли. Это «Аэрофлот», Emirates (ОАЭ), Northwest Airlines (США, недавно слилась с Delta Air Lines), Olympic Airways (Греция), Air Baltic (Латвия), Wing Jet (Италия), Turkish Airlines (Турция) и Royal Air Maroc (Марокко). Впрочем, о репрессиях в отношении этих компаний речь не идет, однако еврокомиссар заявила, что «следующий шаг - это достижение внутреннего соглашения в масштабах всей отрасли, а мы продолжим внимательно наблюдать за ней».

Источник в «Аэрофлоте», пожелавший сохранить анонимность, заявил вчера «Времени новостей», что стремление Еврокомиссии распространить свои регламенты и юрисдикцию за пределы ЕС, не может быть однозначно одобрено. «Подобные меры возможны лишь на основе межправительственных соглашений и, следовательно, выходят за рамки компетенции руководства авиакомпании», - отметил собеседник. Он также подчеркнул, что повышать прозрачность интернет-тарифов и изживать недобросовестную рекламу следует принятием соответствующих российских нормативных актов, обязательных для всех участников национального рынка.

Михаил КУКУШКИН