|
|
N°83, 18 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Купить Москву
Вполне авторитетное отечественное спортивное издание сообщило об интересе некоей неназванной иностранной компании к футбольному клубу «Москва» российской премьер-лиги. Причем эта компания якобы готова купить как контрольный пакет, так и любую другую долю в далеко не самом престижном, известном, богатом и титулованном клубе России.
До сих пор в новейшей истории отечественного футбола был только один случай, когда профессиональным клубом владел иностранец. Да и то речь шла о давно живущем в Монако выходце из России бизнесмене Алексее Федорычеве. Некоторое время он являлся главным акционером столичного «Динамо», не особенно скрывая, что главной целью этого бизнеса было получение от московских властей земли под строительство стадиона (где едва ли обошлось бы без торгового центра). Землю Федорычеву не дали, и свою долю в «Динамо» он при первой возможности продал. Тем интереснее будет узнать, если это сообщение правда, кому и зачем на самом деле понадобился ФК «Москва».
Роман Абрамович покупал «Челси», а Алишер Усманов крупный пакет акций «Арсенала» тоже не по сугубо футбольным причинам. Г-н Абрамович собирался тогда осесть в Англии, он искренне любит футбол, а обладание клубом английской премьер-лиги автоматически давало ему пропуск в высшее британское общество. Причем экс-губернатор Чукотки, как известно, поначалу думал вовсе не «Челси» -- клубе не слишком титулованном и знаменитом, выигрывавшем первенство Англии до наступления «эры Абрамовича» лишь однажды, в далеком 1955 году. Он присматривался к самым знаменитым брендам футбольной Англии -- «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпулю». Но купить эти клубы ему не позволили, хотя впоследствии их все-таки приобрели миллиардеры: правда, не российские, а американские. Для Алишера Усманова роль крупнейшего акционера «Арсенала» -- не только удовлетворение личных желаний ярого футбольного болельщика, но и важный репутационный шаг для ведения бизнеса с западными контрагентами.
В России едва ли есть футбольные клубы, обладание которыми может улучшить репутацию иностранных бизнесменов. К тому же для ведения дел в самой России репутация особого значения не имеет -- здесь в принципе нет культуры репутаций. Даже покупка самого титулованного российского клуба московского «Спартака» или наиболее успешных в последние годы ЦСКА или питерского «Зенита» едва ли могла бы стать для иностранцев тем, чем стала покупка «Челси» для Абрамовича. Гораздо более правдоподобно повторение «казуса Федорычева» -- приобретение команды с целью получения доступа к властям для реализации конкретных бизнес-проектов, в отличие от футбола способных приносить существенные прибыли.
Хотя ФК «Москва» не имеет формальных связей с московским правительством, но если бы иностранные владельцы согласились потратить на него столько денег, чтобы «горожане» стали топ-клубом даже по российским меркам, это явно способствовало бы налаживанию неформальных связей со столичной мэрией. «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» -- это ведь старые советские футбольные бренды. А успешный футбольный клуб «Москва» стал бы дополнительным рекламным брендом амбициозной российской столицы. Уж московский мэр Юрий Лужков знает, как рекламировать город.
Так что за желанием купить «Москву» почти наверняка кроется желание купить Москву -- по крайней мере какой-то ее кусочек, реализовать некий нефутбольный коммерческий замысел. Такая корысть вовсе не означает, что России необходимо вводить запреты на владение иностранцев нашими футбольными командами. Как показал кризис, деньги российских олигархов не бесконечны, а для развития футбола в стране новые инвестиции и новое качество менеджмента в клубах жизненно необходимы.
В России пока нет ни одного топ-клуба европейского уровня. И если, скажем, наша Континентальная хоккейная лига собирается через пять лет превзойти НХЛ, национальный футбольный чемпионат по-прежнему остается на фоне остальной Европы достаточно провинциальным, уступая не только первенствам «первого ряда» (английскому, испанскому, итальянскому), но даже не превосходящим нас по футбольным финансовым возможностям Германии и Франции. Будет даже любопытно посмотреть, кто из иностранных бизнесменов позарится на наши клубы и что из этого получится.
Семен Новопрудский