|
|
N°83, 14 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Футуристы с большой дороги
Сегодня открывается «Арх-Москва»
Едва только закончилась «Арт-Москва», как здрасте-пожалуйте. Экспо-Парк меняет декорации в ЦДХ, «х» на «т» в названии затеи и представляет свой второй хит -- «Арх-Москву». Это седьмая по счету выставка архитектуры и дизайна. По престижу она не уступает другим проектам Экспо-Парка.
Прошедшая «Арт-Москва» покорила всех своей неожиданной респектабельностью и неоконсерватизмом. «Арх-Москва» обещает взять другим. Так получилось, что лейтмотивом ее некоммерческой части стал романтизм с большой футуристической дороги. Сразу три проекта восхваляют наследие радикала 20-х Ивана Леонидова. Гению русского конструктивизма в этом году исполнилось 100 лет. И Ле Корбюзье, и Нимейер, и Куулхаас считают себя наследниками «категорического прорыва» Леонидова. Другой наследник -- Юрий Аввакумов -- откроет на «Арх-Москве» «Виртуальный музей Ивана Леонидова». Центр современного искусства и Ирина Коробьина расскажут о последней великой утопии Леонидова «Город Солнца», где должны были царить всеобщие веселье и счастье. Илья Шульгин и Антон Кочуркин языком анимации и музыки раскроют тайны леонидовских микро- и макрокосмов в проекте «Молекула Леонидова».
Вторым героем «Арх-Москвы» станет не меньший альтернативщик всего традиционного и скучного Питер Кук (Peter Cook). Его выставка подготовлена куратором Владиславом Кирпичевым при участии компании МОС ОТИС, издательского дома «Салон пресс», компании Termo Tteid. Питер Кук -- идейный лидер всемирно известной группы Archigram. Ее деятельность в Британии 60--70-х была настоящей шокотерапией. Кук с друзьями рьяно рушили культурные стереотипы. Их деятельность была причудливым микстом на темы литературных фэнтези о путешествиях на Луну, музыки The Beatles и дизайнерского хай-тека. Ветеран архитектурных хиппи обещал приехать и провести свой мастер-класс 16 мая. Тогда же ожидается другая сенсация -- живой Филипп Старк с собственным мастер-классом. Филиппа Старка называют сумасшедшим изобретателем. Он поп-звезда французского дизайна. Стиль Старка может быть выражен слоганом «От технологии к любви». Это минимализм, но вычурный. Это респектабельность, но демократичная. Это то, что в крови у всех французов, -- склонность к авантюре, парадоксу и веселому артистизму. Главное, чтоб не было скучно. Сегодня, когда вычурность и навороченность стали синонимами «салона», Старк предложил отсечь все лишнее и вернуться к «дружелюбной экологии». Теперь он главный приверженец идеи «убийства дизайна» и поклонник стиля «общедоступных товаров». О своем творческом кредо infant terrible французского дизайна расскажет не только во время мастер-класса 16 мая, но и на следующий день, на открытии персональной выставки Vanity Case by Starck в Московском центре искусств на Неглинной. Привезут Старка в Москву кураторы Пьер Доз, Георгий Никич, Аркадий Зельцер, Ирэна Эверт и компания «Интелсервис-Центр».
Будем надеяться, что столпы мирового архитектурного авантюризма введут в надлежащий драйв и наших зодчих. О русских программах «Арх-Москвы» обязуемся написать вскоре.
Сергей ХАЧАТУРОВ