|
|
N°83, 14 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будем вместе мы
Россия решила заново подружиться с Северной Кореей
В ближайшие дни в Москву с официальным визитом прибывает глава МИД КНДР Пэк Нам Сун. В России этому событию придают большое значение, ведь это будет первый полноформатный визит главы северокорейской дипломатии более чем за десять лет. Во время пребывания в Москве Пэк Нам Сун планирует обсудить ситуацию на полуострове (запланированные на 7--10 мая межкорейские экономические переговоры были отменены). Россия в свою очередь заинтересована в участии КНДР в привлекательных экономических проектах. Быстрые темпы сближения Москвы и Пхеньяна внушают надежду на то, что эти планы и впрямь смогут осуществиться.
Пару лет назад «саммитовая дипломатия» Владимира Путина в отношении Северной Кореи казалась многим не более чем экзотическим внешнеполитическим экзерсисом. Однако появляется все больше признаков того, что наша дружба со Страной утренней свежести становится серьезной и долгосрочной. Можно с уверенностью утверждать, что на это настроено пхеньянское руководство. Как иначе можно оценить тот факт, что все три сакральных для страны чучхе юбилея 2002 года -- собственное 60-летие, 90-летие со дня рождения «великого вождя» Ким Ир Сена и 70-летие создания Корейской народной армии -- лидер КНДР Ким Чен Ир встречал в компании российских друзей. После поездки в Россию в августе прошлого года Ким Чен Ир не менее десятка раз подолгу и предельно откровенно общался с российскими визитерами и дипломатами. И это при том, что за рубежом северокорейского лидера до сих пор называют «загадочным отшельником», а каждое его появление на публике воспринимается как сенсация. Нынешняя степень приближенности России к фигуре номер один в северокорейском руководстве вызывает на Западе плохо скрываемую ревность.
Сразу после своего избрания на пост главы государства Владимир Путин побывал в Пхеньяне и назвал Ким Чен Ира «абсолютно современным» человеком. И тотчас несколько стран, включая консервативную Британию, установили дипотношения с КНДР. Вслед за этим последовала поездка Ким Чен Ира в Россию. Какие бы ехидные комментарии она ни породила, это был первый официальный визит председателя госкомитета обороны КНДР в другую страну. По словам сопровождавшего корейского гостя полпреда Константина Пуликовского, длительная поездка (целых 24 дня) позволила Ким Чен Иру по-настоящему понять современную Россию. Это, в свою очередь, дало возможность начать строить новые взаимоотношения на принципах паритета без иллюзорных упований на «братскую помощь» в духе СССР.
Пуликовский говорит, что Ким Чен Ир доверяет Путину и в скором времени вновь собирается в Россию, чтобы поближе познакомиться с Приморьем и Хабаровским краем. Сам же Пуликовский за последние три месяца дважды побывал у своего северокорейского соседа, последний раз вместе с семьей. Приятным подарком для российских гостей стали концерты хора Корейской народной армии, исполнявшего советские песни военных лет на русском и корейском языках. Прозвучала и новая песня, созданная композитором и дирижером Овсянниковым: «Будем вместе мы, будет счастлив мир! Путин -- Ким Чен Ир, Ким Чен Ир -- Путин!»
В начале марта в северокорейском Тумангане, расположенном близ границы с Россией, состоялось торжественное открытие павильона корейско-российской дружбы. Монументальный «Чинсонгак», в сравнении с которым «Дом дружбы» в российском Хасане выглядит более чем скромно, и момент, выбранный для его официальной презентации, имеют знаковый характер. Северокорейцы дали понять, что дружба с Россией не только восстановлена, но и переживает новый подъем. В апреле в КНДР побывал петербургский губернатор Владимир Яковлев, чей корейский маршрут оказался беспрецедентным -- впервые в новейшей истории был совершен прямой перелет российского самолета из Пхеньяна в столицу Южной Кореи. Там российский гость имел обстоятельную беседу со спецпомощником президента Лим Дон Воном -- «архитектором» сеульской политики «солнечного тепла». Эти встречи могут свидетельствовать о зарождении на полуострове «челночной дипломатии» в российском исполнении.
Весьма символичным выглядит падение «бамбукового занавеса» в культуре. Участие российских коллективов в фестивале дружбы «Апрельская весна» стало традиционным, но в 2002 году настоящим украшением этого праздника (юбилейного, 20-го по счету) стали выступления ансамбля Игоря Моисеева. Одно из них посмотрел Ким Чен Ир и опять-таки лично встретился с танцорами. Организуются товарищеские матчи спортивных команд России и Кореи и поездки российских студентов и преподавателей в Пхеньян, корейские студенты-железнодорожники будут учиться в Омске и Новосибирске. Есть и другие отрадные признаки сближения двух стран: в апреле после десятилетнего перерыва северокорейская авиакомпания «Коре» возобновила регулярные прямые рейсы Пхеньян--Хабаровск, все более активно прорабатываются перспективы железнодорожного сотрудничества -- прокладки транспортного коридора из Южной Кореи до Европы через Транссиб.
Хотя жизнь в Северной Корее очень часто напоминает наше прошлое, к тому же в самом жестком его варианте, дружба Москвы с Пхеньяном свидетельствует не о беспринципности, а о трезвом реализме. России нужно обеспечивать мир и стабильность у своих границ и заодно в буквальном и переносном смысле «торить пути» экономического сотрудничества в регионе. Тем более что сами американцы, обозвавшие КНДР частью «оси зла», все энергичнее стремятся к разговору с Пхеньяном.
Надежда ТОМИЛИНА, Вячеслав ДЕМИДОВ, Пхеньян--Москва