|
|
N°82, 15 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайские грабли
Администрация США открывает очередной раунд борьбы за юань
Китайцы продолжают бороться за низкую стоимость своей валюты. Вчера национальные СМИ забили тревогу -- администрация США «с удвоенными силами примется вынуждать КНР» повысить курс юаня, чтобы лишить экспортеров конкурентного преимущества в торговле с западными странами. На этой неделе конгрессмены США вновь предложили ввести санкции против Китая.
1 июня в Пекине начнутся переговоры министра финансов США Тимоти Гайтнера с китайскими коллегами на тему валютных курсов. Впрочем, похоже, в их успех для американской стороны мало кто верит. Предшественнику г-на Гайтнера Генри Полсону, как известно, так и не удалось убедить китайские власти повысить курс национальной валюты.
Как сообщает Интерфакс со ссылкой на китайские СМИ, с приходом к власти в США Барака Обамы требования американцев в отношении юаня ужесточились. К таким выводам китайцы пришли после того, как в среду группа, состоящая из 40 законодателей от двух американских партий, представила в конгрессе новый законопроект, согласно которому должны вводиться санкции против Китая и других стран, которые прибегают к манипуляциям со стоимостью их национальных валют с целью субсидирования экспорта. Китайские газеты приводят заявление профессора Гуандунского института финансов, который отметил, что «американцы не надеются на осуществление Китаем реформы механизма формирования валютного курса, а просто требуют повышения курса юаня».
Как известно, с июля 2005 года Банк Китая отказался от искусственного занижения стоимости национальной валюты, и «ограниченно плавающий» курс юаня за это время повысился примерно на 21% по отношению к доллару. Однако многие западные политики и бизнесмены считают, что этого недостаточно. Законодатели, отстаивающие интересы местных производителей, считают, что недооцененность юаня составляет до 40%, что дает китайским товарам значительное преимущество на американском и европейском рынке и серьезно повышает стоимость западной продукции в Китае. По последним данным министерства торговли США, отрицательное сальдо США в американо-китайской торговле выросло с 14,2 млрд долл. в феврале до 15,6 млрд долл. в марте 2009 года.
Китай утверждает, что постепенно позволяет юаню укрепляться, соблюдая при этом интересы собственного экономического развития.
Прежний министр финансов США Генри Полсон всегда являлся сторонником мягкого взаимодействия с Китаем. Он впервые посетил Китай 19 сентября 2006 года, и данный визит оказался довольно успешным: главе казначейства удалось получить согласие Пекина на создание регулярного механизма двусторонних консультаций с Вашингтоном по экономическим вопросам. Впрочем, по вопросу юаня никаких решений принято не было.
В июле 2007 года финансовый комитет сената США, не разделяющий мягкости г-на Полсона по отношению к Китаю, одобрил законопроект, предусматривающий санкции по отношению к китайским производителям со стороны министерства торговли. Сенаторы настаивали на том, чтобы при расчете антидемпинговых пошлин учитывалась недооцененность зарубежных валют. В августе 2007 года г-н Полсон вновь побеседовал с китайскими властями о курсе юаня, однако переговоры не привели к конкретным результатам. Причем накануне встречи китайская газета China Daily опубликовала статью, в которой эксперты намекали на то, что Китай может продать часть имеющихся у него гособлигаций США, и это будет весьма неприятно для партнера. В октябре 2007 года Европа присоединилась к борьбе США против Китая: министры финансов стран еврозоны указали на чрезмерную стоимость евро по отношению к китайскому юаню. Европейцы назвали юань главной проблемой в борьбе за справедливую торговлю и мировые курсы валют. Впрочем, заявлениями дело ограничилось, и на этот раз Китай не внял доводам Запада.
В декабре прошлого года, в условиях обострения финансового кризиса, Генри Полсон вновь завел разговор о юане. Ситуация была обострена тем, что в начале декабря курс национальной китайской валюты к доллару внезапно снизился с 6,83 до 6,88 юаня за доллар. В предыдущие два месяца котировки юаня не опускались ниже отметки 6,83, в конце 2007 года курс составлял 7,33 юаня за доллар. Тогда китайцы обещали, что падение курса юаня на фоне глобального кризиса продлится недолго.
Однако 13 марта 2009 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что Китай будет удерживать сбалансированный курс юаня, руководствуясь собственными интересами.
Впрочем, на этой неделе юань поднялся до отметки 6,82 с 6,826 юаня за доллар. На данный момент ориентир центробанка Китая по данной валютной паре составляет 6,8235 юаня за доллар. В ходе торгов стоимость юаня может отклониться на 5% вверх или вниз от этого показателя.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер отправится со своим первым визитом в Китай 30 мая, 1 и 2 июня он проведет ряд встреч в Пекине со своими китайскими коллегами. По данным минфина, предполагается обсудить «укрепление американо-китайских экономических связей в интересах стабильного, сбалансированного и устойчивого экономического роста» США и КНР. Г-н Гайтнер по должности является сопредседателем экономической части «стратегического и экономического диалога» Вашингтона и Пекина.
Вполне очевидно, что у нынешнего министра финансов в отличие от его предшественника «жесткий» настрой по отношению к Китаю. Сразу после того, как Гайтнер был выдвинут президентом Бараком Обамой на пост министра финансов, он заявил, что Китай «манипулирует курсом своей валюты». Это вызвало недовольство официального Пекина. Кстати, и многие американские экономисты с тревогой восприняли данное заявление, указав, что г-н Гайтнер открывает ящик Пандоры. По мнению экспертов, хорошие отношения с Китаем, инвестирующим огромные средства в ценные бумаги США, особенно важны в период кризиса. Впрочем, позднее минфин заявил, что Китай не относится к числу стран, манипулирующих курсом национальной валюты. В докладе минфина даже отмечалось, что Китай предпринял шаги по повышению гибкости обменного курса.
Многие экономисты допускают, что в скором времени, по мере нарастания экономического влияния Китая, роль юаня значительно возрастет. В конце 2008 года правительство КНР инициировало эксперимент по расширению масштабов использования юаня во внешнеторговых операциях. Главной экспериментальной площадкой выбран Гонконг, чьи компании смогут вести расчеты в юанях с провинцией Гуандун и районами дельты реки Янцзы. Россия и Китай уже несколько лет осуществляют эксперимент, предполагающий использование национальных валют во взаиморасчетах в приграничной торговле.
Николай КОЧЕЛЯГИН