|
|
N°82, 15 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отсутствие наблюдательности
Россия и Грузия не договорились о миссии ОБСЕ в Южной Осетии
Пропасть непонимания между Россией и Грузией относительно положения на Кавказе углубилась еще больше, а международные посредники не только не в состоянии улучшить ситуацию, но и все чаще становятся причиной новых споров. На этот раз в центре очередного российско-грузинского скандала оказалась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Среди ее 56 членов Россия и Грузия. Но главное, что ОБСЕ в последние годы посредничала в деле нормализации ситуации на Кавказе. Сегодня председательствующая в ОБСЕ Греция официально объявит о приостановке четырехмесячных переговоров с Москвой насчет продления мандата миссии этой организации в зоне грузино-осетинского конфликта, развернутой еще в начале 1990-х годов.
Вчера председатель Постоянного совета ОБСЕ гречанка Мара Маринаки подтвердила, что в ходе «интенсивных неформальных переговоров» так и не удалось найти компромисса.
Россия сразу объявила, что в неудачном исходе переговоров виноваты Грузия и поддерживающие ее западные партнеры. «Россия с самого начала выступала и продолжает выступать за продолжение присутствия ОБСЕ в Грузии и в Южной Осетии», -- заявил российский постпред при ОБСЕ Анвар Азимов.
Москва, признав в 2008 году независимость Южной Осетии наряду с Абхазией, ждет от организации открытия отдельной миссии в Цхинвали. На этом же настаивают осетины. Грузины выступают против, и практически все западные страны их поддерживают. (В Абхазии наблюдатели ОБСЕ никогда не работали, поэтому речь идет только о Южной Осетии.)
«Схема, которую предлагают нам западные партнеры и которая основана на том, будто в регионе после грузинской агрессии ничего не изменилось, не соответствует новым международно-правовым и политическим реалиям», -- говорит Анвар Азимов. По его словам, такая схема будет "бесполезной и нежизнеспособной", ибо ее не примут в Южной Осетии.
Международным организациям с каждым разом становится все сложнее сводить к общему знаменателю интересы России и Грузии в регионе. Напомним, что с понедельника, 18 мая, в активную фазу военно-полевых маневров перейдут учения военнослужащих из ряда стран НАТО и партнеров альянса. Эти учения начались 6 мая и сразу же вызвали резкую критику России, настаивающей на их неуместности и несвоевременности.
"В Москве надеются, что партнеры по НАТО должным образом воспримут опасения России и будут воздерживаться в дальнейшем от поощрения амбиций грузинского руководства", -- заявил вчера официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко. Но пока Брюссель к мнению Москвы не прислушался. Теперь выяснение отношений России и Грузии перенесено на площадку ОБСЕ, штаб-квартира которой находится в Вене.
Штаб миссии ОБСЕ в зоне грузино-осетинского конфликта ранее дислоцировался в Тбилиси, а в Цхинвали находились несколько военных наблюдателей, взаимодействовавших с российским командованием Смешанных сил по поддержанию мира. К началу войны (в ночь на 8 августа 2008 года) в Южной Осетии несли службу восемь наблюдателей ОБСЕ. В дни войны они спешно эвакуировались.
Греция сейчас предложила восстановить их миссию до конца года с возможностью продления, а также разместить еще 22 наблюдателя на грузинской территории, в населенном пункте Каралети неподалеку от границы Южной Осетии. Греки предложили исключить упоминание Грузии и Южной Осетии в названии миссии, что могло бы, по мнению Афин, устроить как Россию, так и сторонников тезиса о территориальной целостности Грузии. Но это предложение не нашло поддержки у участников конфликта.
«Мы никого не принуждаем косвенно признавать Республику Южная Осетия через принятие мандата наблюдателей, но не надо пытаться и нас заставлять косвенно отказываться от ее признания», -- отметил г-н Азимов. Он предложил искать компромиссное решение, но «не путем игнорирования или ущемления интересов России».
Чтобы найти компромисс, есть еще полтора месяца -- до 30 июня. Дело в том, что свертывание миссии ОБСЕ в Грузии началось с января этого года. На завершение этого процесса было отведено полгода. За это время надо либо окончательно закрыть миссию организации в Грузии, либо найти компромисс о продлении ее работы в новых условиях. «Несмотря на прекращение переговоров, мы сохраняем надежду, что нам удастся вскоре достичь согласия», -- подчеркнула вчера Мара Маринаки.
С октября 2008 года мониторинг бывших «буферных зон», прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, осуществляют более двух сотен наблюдателей Европейского союза, но доступа в Абхазию и Южную Осетию у них нет. "Мы считаем, что наблюдатели ОБСЕ должны иметь полный доступ на территорию Южной Осетии", -- заявил Иэн Келли, представитель госдепартамента США, которые также входят в ОБСЕ. По словам американца, "цель мирового сообщества -- мирный и стабильный Кавказ". Для достижения этой цели, как считают в Вашингтоне, нужна "прозрачность", обеспечить которую могут наблюдатели ОБСЕ.
«ОБСЕ не сможет работать в Южной Осетии в том виде, в котором работала до агрессии Грузии, -- заявил глава МИДа этой республики Мурат Джиоев. -- ОБСЕ может открыть на территории Южной Осетии специальную миссию, подчиненную штаб-квартире в Вене. О том, чтобы миссия ОБСЕ, работая в Южной Осетии, была частью миссии ОБСЕ в Грузии, речи быть не может».
В сложившихся обстоятельствах Грузия рассчитывает на поддержку Евросоюза. Как заявил «Времени новостей» председатель грузинской парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности страны Шота Малашхия, «за счет имеющихся в Евросоюзе полицейских структур, корпуса быстрого реагирования можно было бы изменить формат операции». По его словам, Тбилиси работает и над тем, чтобы ООН отозвала у России право на миротворческие операции в регионе.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси