Время новостей
     N°82, 15 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.05.2009
Уздечка для ГИТИСа
В российской театральной академии меняют ректора
История, которая со среды разворачивается вокруг крупнейшего российского театрального вуза РАТИ-ГИТИСа, к сожалению, не уникальна; напротив, она в высшей степени отчетливо характеризует состояние культуры в стране.

Что произошло? Внезапно, без объяснения причин за полгода до окончания контракта уволена ректор ГИТИСа Марина Хмельницкая. Девять лет в должности ректора, 40 лет в институте, доктор искусствоведения, и, как комментирует пресс-атташе Министерства культуры Наталья Уварова, у Минкульта к ней претензий нет. Зачем тогда увольнять, да еще в такой оскорбительной форме? Ни предупреждений, ни вызова к министру, ни предварительных согласований с ученым советом...

Судьба РАТИ-ГИТИСа обсуждалась в министерстве давно, и в связи с окончанием контракта Хмельницкой шли разговоры о том, кто может стать ее преемником. Она сама была готова вводить кандидата в курс дела, знакомить с работой в институте. За место никогда не держалась и в интервью радио «Свобода», данном в связи с неожиданной отставкой, отозвалась о ситуации подчеркнуто корректно. В общем, для всех очевидно, что такого резкого отстранения от дел Марина Юльевна Хмельницкая не заслужила. Тогда в чем причина?

В театральных кругах, которые, как и многие другие сферы в нашей стране, представляют собой сравнительно небольшую и отягощенную приятельскими связями группу, не принято выносить сор из избы. Поэтому пока официальных и откровенных комментариев ни от других ректоров творческих вузов, ни от преподавателей ГИТИСа у нас нет. Ученый совет будет заседать сегодня, в пятницу, составит общее мнение и тогда его обнародует. Пока все «ошарашены» и обсуждают ситуацию в личных беседах. Есть уже и поступки. «Времени новостей» стало известно, что вчера заявление об уходе из ГИТИСа подал Михаил Швыдкой.

Из Минкульта идут слухи о проведении некой проверки, результаты которой пока не обнародованы, но якобы не вполне благоприятны. Однако если это и так, логично было бы сначала предъявить обвинения, потом выслушать объяснения, а уж после принимать меры.

Действия Минкульта по отношению к Хмельницкой вызывают возмущение у многих. Но как не менее удивительное воспринимается поспешное назначение исполняющим обязанности ректора Юрия Шерлинга.

Для театральной среды он не является ни авторитетом, ни незнакомцем. Его деятельность в должности руководителя Камерного еврейского музыкального театра (им же и основанного в 1978 году) известна, но вряд ли ее можно признать настолько существенной, чтобы на этом основании спустя 30 лет доверять Шерлингу столь серьезное учреждение, как ГИТИС. Шерлинг поставил один очень известный спектакль -- мюзикл «Черная уздечка белой кобылице» (стихи Ильи Резника, оформление Ильи Глазунова, музыка самого Шерлинга). Однако как бы восторженно тогдашние зрители ни оценивали эту постановку, одним спектаклем имя себе не сделаешь.

Долгое время Шерлинг вообще не имел отношения к театру. После увольнения из КЕМТа (по ст. 254, п. 1 КЗОТ РСФСР «за грубое нарушение трудовых обязанностей и недостойное поведение», что сам Шерлинг, впрочем, объясняет интригами бывших соратников) он занимал, например, пост президента международного неправительственного фонда «Дом детей-сирот», в этом качестве в 1993 году отбивался от обвинений в торговле человеческими органами. В 1997-м Шерлинг три месяца работал гендиректором издательского дома Passport International. В 1999-м стал вице-президентом Собинбанка и уже «как известный имиджмейкер» давал интервью радио «Эхо Москвы», объясняя неприятную ситуацию с обыском клиентских ячеек: «Я вице-президент банка по связям с общественностью. Т.е. та трибуна, которая была предоставлена мне Господом как режиссеру и как автору, переместилась в реальное поле деятельности. В 90-х годах произошла абсолютно полная перемена жизни, и я счел необходимым вступить в ее самое горнило, в самое трудное. Должен вам сказать, что та ситуация, которая происходит сейчас, особенно с Собинбанком, говорит о том, что такие люди, как я, должны стоять на защите интересов общества... Вот, собственно говоря, и путь, который проделал достаточно известный режиссер к теперь достаточно известному имиджмейкеру».

По поводу своей художественной деятельности он тогда высказался так: «Я окончил Московскую государственную консерваторию, хореографическое училище Большого театра, балетмейстерское отделение Государственного института театрального искусства, я ученик Завадского, Гончарова. Я был художественным руководителем и основателем Камерного еврейского музыкального театра и автором многих опер, балетов. Я был создателем другого театра, который назывался «Школа музыкального искусства». Я профессионал в области музыкального театра, много выступал как исполнитель, как пианист, как певец, мною записаны различные пластинки. Очень много занимался правозащитной деятельностью. У меня были очень сильные конфликты с правительством Брежнева, в результате чего я был судим и вынужден был даже покинуть пределы этого государства на какое-то время. Благодаря замечательному человеку Михаилу Горбачеву я был возвращен в Россию и продолжаю свою деятельность на различных гражданских постах».

После этого интервью наступила пауза в публичной деятельности Шерлинга. В статье, опубликованной в 2007 году в связи с возобновлением старого хита «Черная уздечка белой кобылице», он охарактеризован так: «Шестидесятитрехлетний Юрий Шерлинг представляет собой редкое, пугающее своим универсализмом сочетание -- он режиссер, актер, хореограф и композитор... В конце 80-х Шерлинг ушел в бизнес, и последние 15 лет его имя можно было встретить рядом с высокими должностями в банках и прочих коммерческих структурах. Теперь, в 2007 году, темпераментный, противоречивый, одаренный Шерлинг возвращается в бизнес театральный».

Возвращение прошло не слишком триумфально. Спектакль, поставленный в Театре сатиры, не повторил судьбу своего предшественника, второй раз въехать в мир театра на белой кобылице не получилось.

Теперь вот ГИТИС. Это только предположение, но если сопоставить ряд фактов, напрашиваются вот какие выводы. Еще в сентябре 2008 года Шерлинг выступает как вице-президент Собинбанка, в этом качестве он дает короткое интервью "Коммерсанту" про свои телевизионные пристрастия. Этой же осенью Собинбанк оказывается на грани банкротства и переходит от прежнего владельца в группу "Газпрома". Зимой в банк назначают новых менеджеров, а Шерлинг, видимо, ищет себе новое достойное место. И возможно, находит его с помощью каких-то высоких покровителей.

Однако если эти предполагаемые покровители и хорошо разбираются в бизнесе или в управлении, то они слабо знакомы с миром театра. Это не очень простое и не очень приятное сообщество, но в нем сильна иерархия и велика власть репутаций. А репутация у Шерлинга не такова, чтобы его признали авторитетным руководителем мастеров современного театра, многие из которых учились, работают или работали в ГИТИСе и относятся к своему институту с особым вниманием.

Министр культуры РФ Александр Авдеев не мог не учитывать этого обстоятельства, но либо он не придал ему значения, либо не сумел сопротивляться чьей-то настойчивости. Других объяснений нет.

Что будет дальше? Во-первых, по закону о вузах возраст родившегося в 1944 году кандидата не вполне соответствует должности, занимать которую должен человек моложе 65 лет. Во-вторых, утвердить ректора должен ученый совет.

Проблема еще и в том, что ЧП случилось как раз во время набора, и так осложненного ЕГЭ, мало что дающим при поступлении в творческий вуз.

Особенно удручает, что история эта уже не первая. В феврале был столь же внезапно отстранен от должности ректор Московской консерватории Тигран Алиханов с формулировкой «по достижении пенсионного возраста». 66-летний Алиханов всего на два года старше Шерлинга. Но тогда надо было трудоустроить отставленного министра культуры Александра Соколова.

Алена СОЛНЦЕВА