|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Я считаю, это ненормально"
Юрий Чайка призвал вернуть прокурорам прежние права
Генпрокурор Юрий Чайка вчера выступил в Совете Федерации с ежегодным докладом о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. В своей речи он не стал давать однозначных оценок, отметив лишь, что в нынешнем году всей правоохранительной системе придется столкнуться с последствиями мирового финансового кризиса. Г-н Чайка в докладе подробно остановился на проблемах соблюдения законности в разных сферах, но, пожалуй, главное сказал, уже отвечая на вопросы сенаторов.
Генпрокурор впервые публично вернулся к вопросу реформы уголовно-процессуального законодательства 2007 года, в результате которой Генпрокуратура лишилась значительной части своих прежних полномочий. Никого и ничего не критикуя, г-н Чайка предложил вернуть прокурорам права по возбуждению уголовных дел или отказу в таковом, по участию прокуроров в решении вопросов об аресте граждан. При этом он отметил, что на этот счет уже готовятся поправки в УПК.
Основной доклад г-на Чайки обошелся без неожиданностей. Генпрокурор подробно рассказал, как органы прокуратуры занимаются защитой законности в самых разных областях -- от охраны прав трудящихся до бизнеса, от организации антикоррупционной экспертизы законов и нормативных актов до противодействия экстремизму. При этом г-н Чайка избегал критики отдельных ведомств, а, наоборот, больше говорил об успешном сотрудничестве прокуратуры с ними по выработке единой политики.
Как отметил Юрий Чайка, в 2008 году также продолжилась тенденция по сокращению числа преступлений -- на 10%, что стало следствием, по мнению генпрокурора, усиления профилактической работы. Тем не менее, говоря об уровне преступности, он призвал относиться к данным о ее снижении «сдержанно». «Приведенные показатели основаны на официальной отчетной статистике правоохранительных органов, которая во многом отражает только результаты их работы, а не степень криминальной пораженности в обществе и состояние преступности в целом», -- заметил г-н Чайка.
Генеральный прокурор также сообщил, что «к сожалению, не удалось добиться и перелома в раскрываемости преступлений». Следственные органы хоть и стали работать лучше, но, по словам г-на Чайки, и у них достаточно проблем с соблюдением закона: «Прокурорами в 2008 году было выявлено 546 тыс. нарушений законности, допущенных следователями».
Позже, возвращаясь к этим проблемам уже в разговоре с сенаторами, генпрокурор рассказал, как, по его мнению, их можно решить -- вновь реально допустить прокуроров к надзору за следствием.
Значительной части таких функций прокуратура лишилась в 2007 году в результате масштабной правки УПК. Благодаря ей был создан новый фактически самостоятельный орган -- Следственный комитете при прокуратуре (СКП). При этом сама прокуратура лишилась не только функций по возбуждению и расследованию уголовных дел, но и вообще большинства возможностей хоть как-то влиять на работу следователей. Формально за прокурорами оставили право указывать другим на незаконность тех или иных процессуальных действий, но следователи в свою очередь получили право не исполнять прокурорские указания. Именно с этим генпрокурор и увязал часть проблем правоохранителей, которые зачастую нарушают права граждан. Стоит отметить, что с критикой установившегося после 2007 года порядка сам генпрокурор никогда еще не выступал публично.
"Сейчас готовятся поправки в УПК, которые предусматривают, что прежде чем суд будет выдавать санкцию на арест, предварительно должна быть санкция прокурора, -- заявил г-н Чайка. -- Я считаю, что это ненормально, когда, невзирая на позицию прокурора, суд все равно арестовывает обвиняемых. Мера пресечения в виде заключения под стражу должна применяться только в отношении лиц, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях. В отношении других должна избираться такая мера, как подписка о невыезде либо что-нибудь другое, не связанное с лишением свободы".
Необходимость возвращения прокурорам прав по возбуждению уголовных дел генпрокурор подтвердил и международным опытом: «Во всем цивилизованном мире прокурор доминирует на стадии предварительного расследования. И в 2000 году Совет Европы разработал рекомендации о роли и месте прокуратуры в уголовном процессе. Так вот, мы до этих полномочий не дотягиваем раза в три. Прокуратура, бесспорно, должна иметь возможность отменять незаконные постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. А то у нас получается, что прокурор пишет начальнику следственного подразделения: вы, пожалуйста, отмените это незаконное постановление. А он ему отвечает: а у нас своя позиция, я не хочу отменять. В результате страдает правосудие, поскольку теряется время, утрачиваются доказательства».
Алексей ГРИШИН