|
|
N°82, 15 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нам не нужны грузинские сценарии»
Югоосетинская оппозиция требует восстановить законность на парламентских выборах
Лидеры двух из четырех партий, принимающих участие в выборах нового парламента Южной Осетии, намеченных на 31 мая, рассказали вчера на пресс-конференции в московском офисе агентства «Росбалт» о нарушениях, которые, по их мнению, уже допущены в ходе предвыборной гонки. Председатель Народной партии Роланд Келесхаев и председатель партии «Отечество» Вячеслав Гобозов пока требуют от властей Южной Осетии восстановить их нарушенные права. Они называют предстоящие выборы «тестом на вменяемость» для действующего югоосетинского руководства и полагают, что, если власти республики прислушаются к их доводам, результаты этого теста еще имеют шанс быть положительными.
Партия «Отечество», которая традиционно принимала участие в формировании югоосетинского парламента прежних созывов, но не была допущена к выборам депутатов уходящего созыва, собиралась представить в избирком список из 27 кандидатов -- членов партии и беспартийных. Включение последних в партийные списки -- это некая форма компенсации беспартийным политикам, которые раньше имели возможность выдвигаться по одномандатным округам. Новый парламент республики, как и Госдума России, будет сформирован строго по партийным спискам. По конституции в него должно войти 34 человека. От списка «Отчества» еще до регистрации в избиркоме осталось всего 11: многие предпочли снять свои кандидатуры, выдвинутые партией, чтобы не идти на конфликт с властью.
Избирком в свою очередь снял с дистанции самого председателя "Отечества" -- Вячеслава Гобозова. Таким образом, из 27 осталось только 10. Официальный предлог -- то, что политик не живет на территории республики. Г-н Гобозов считает предлог надуманным: во-первых, в его югоосетинском паспорте стоит отметка о регистрации в родовом селе, в котором он праздновал свадьбу и рождение сына. Во-вторых, политик готов в ответ спросить о цензе оседлости любого из своих оппонентов: «Все работоспособное население Южной Осетии живет на два дома, и если уж разбираться в этом вопросе, выяснится, что я провожу в республике больше времени, чем сам президент (Эдуард Кокойты. -- Ред.)», -- сказал лидер «Отечества» в беседе с корреспондентом «Времени новостей» накануне пресс-конференции.
Как раз сегодня Верховный суд Южной Осетии должен рассмотреть исковую жалобу г-на Гобозова, который хотел бы восстановиться в списке, в данный момент возглавляемом его родным братом. Теоретически все три инстанции -- первая, кассационная и президиум Верховного суда Южной Осетии -- должны успеть рассмотреть иск до выборов, но надежды на это немного: когда партию снимали с прошлых парламентских выборов, судьи, избегая конфликта с обеими заинтересованными сторонами, попросту не сумели собраться для принятия решения. Но г-н Гобозов не теряет надежды добиться справедливости: только открытые и честные выборы, по его убеждению, могут дать республике шанс на продвижение к международному признанию ее суверенитета.
Эту же точку зрения разделяет и Роланд Келесхаев, Народную партию которого сняли с выборов целиком. Через два дня после партийного съезда власти Южной Осетии инициировали еще один, альтернативный съезд «народников». По словам г-на Келесхаева, для такого решения требовалось согласие большинства политсовета партии. Он заявляет, что администрация президента получила голоса двух членов из пяти, а подпись третьего -- Алана Гассиева -- прямо подделала. Г-н Гассиев до последнего момента собирался лично принять участие в пресс-конференции в Москве, но так и не смог прилететь: оппозиционеры склонны связывать это с давлением, которое оказывается на югоосетинских «несогласных». «Мы подумываем о том, чтобы до выборов вывезти наших кандидатов за пределы республики, -- говорит Вячеслав Гобозов. -- Их осталось всего десять, и для того, чтобы снять партию с дистанции целиком, надо добиться всего двух заявлений о снятии кандидатур. Другое дело, что после выборов им придется возвращаться, поэтому мы бы предпочли, чтобы они имели возможность спокойно работать дома».
Вместо Народной партии Роланда Келесхаева избирком ЮО зарегистрировал «клонированную» партию с тем же названием. Тем не менее оппозиционер уверен, что для восстановления нарушенной справедливости достаточно одного-единственного судебного решения. «Югоосетинский суд, куда мы обратились после того, как наши документы выбросили из избиркома, до сих пор не рассмотрел нашу жалобу по существу. Но при этом я получаю сообщения из суда, адресованные мне как председателю Народной партии. Это абсурд», -- говорит г-н Келесхаев.
Странно низкий рейтинг главной президентской партии Южной Осетии «Единство», опубликованный несколько дней назад на одном из официальных сайтов республики, оппозиционеры склонны объяснять тем, что партия власти не хочет заранее раздражать избирателей слишком явной ложью -- хотя реальных социологических исследований в республике при этом не проводят ни власть, ни оппозиция. Как уже писала газета «Время новостей», «Единство» по этим данным набирает всего 17%. «Но они «рисуют» 28% коммунистам, чтобы добиться их поддержки и в дальнейшем добиться коалиции. Вместе с 13% клонированной «антинародной» партии это составит значительно больше половины всех голосов, -- объясняют собеседники «Времени новостей». -- Но с коммунистами все далеко не так просто. Именно «Отечество» и коммунисты оказались двумя партиями, которые добились восстановления правила о подписи представителей всех четырех партий на каждом бюллетене, выдаваемом для голосования. Это серьезнейший инструмент против возможного вброса».
Вброс между тем пока кажется практически неизбежным. Из 88 избирательных участков 22 устроены в Ленингорском (Ахалгорском) районе Южной Осетии, который перешел под контроль республики в результате прошлогодней войны и населен преимущественно грузинами. Официальные власти оценивают численность избирателей в Ленингори примерно в 22 тыс. человек, хотя, с точки зрения оппозиционеров, стольких голосующих нет и во всей республике. Контроль за реальным ходом голосования в Ленингори будет затруднен: до района и так непросто доехать, а в день выборов туда наверняка стянутся все республиканские силовики.
Оппозиционеры говорят, что реальная агитационная кампания, которая должна была стартовать в СМИ и на улицах Южной Осетии уже две недели назад, до сих пор не ведется, хотя формально состоялись все положенные жеребьевки эфирного времени. Политики предполагают, что официальный Цхинвал может в последний момент инициировать перенос выборов на четыре месяца: некоторые чиновники уже делают соответствующие заявления. «В августе на фоне годовщины победы и независимости, когда, как они думают, в республику наконец пойдет российское финансирование, они смогут вывести уже четыре полностью контролируемые ими партии, осуществив такие же рейдерские захваты, как в случае с Народной партией Роланда Келесхаева, -- полагают оппозиционеры. -- Тогда им легко будет сформировать любой нужный парламент, формально соблюдая многопартийность. После этого будет снято ограничение на число президентских сроков Эдуарда Кокойты и увековечен ценз оседлости, который заранее оставляет за бортом гипотетической президентской гонки всех возможных политических конкурентов».
«Мне кажется, Россия особенно заинтересована в честном контроле хода голосования, потому что все нарушения, которые совершаются, совершаются ее именем», -- говорит Вячеслав Гобозов. При этом политики признают, что все югоосетинские предвыборные несправедливости вполне в духе тех процессов, которые давно стали привычными на региональных выборах в России. Оппозиционеры допускают, что фальсификация итогов голосования может вызывать массовое недовольство жителей, многие из которых вооружены и принимали участие в недавнем конфликте с Грузией. «Но мы ни в коем случае не призываем своих сторонников выходить на улицу. Нам не нужны грузинские сценарии, и очень важно, чтобы все прошло строго по закону», -- говорят оба политика.
При этом они оптимистично рассуждают, что будет в том случае, если «Отечество» возьмет заметно больше трети мандатов в новом парламенте. Тогда десяти кандидатов из списка просто не хватит на все принадлежащие партии места, и придется либо доформировать список, либо считать результат недействительным и требовать повторных выборов. Повторных выборов «Отечество» не хочет, потому что до них партия власти может успеть собраться с силами. А прецедента «добора» кандидатов постфактум пока не было, по словам г-на Гобозова, ни в Южной Осетии, ни в России с Грузией, ни вообще где бы то ни было в мире.
Иван СУХОВ