|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Угроза инфляцией
Газета «Время новостей» попросила экспертов прокомментировать экономические параметры, которые заложены в утвержденной президентом стратегии как критерии национальной безопасности.
"Это стратегия прошлого столетия"
Директор Независимого института социальной политики Татьяна МАЛЕВА:
-- Уже сейчас так называемый децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных россиян. -- Ред.) достиг 14. Это достаточно высокий уровень, и в период экономического роста он был препятствием для развития страны. Но дело не в денежном расслоении, это только один и далеко не главный вид неравенства. Вопрос в неравном доступе людей к услугам, в частности к дешевой медицине. А есть еще неравенство между мужчинами и женщинами, этническое неравенство, неравенство между коренным и некоренным населением... Для оценки таких угроз существует индекс развития человеческого потенциала, куда входят перечисленные критерии и средняя продолжительность жизни. Так что закладывать в качестве угрозы национальной безопасности исключительно имущественное неравенство -- это стратегия прошлого столетия. Даже при относительно низком уровне диспропорций в доходах страну может взорвать, если сильны другие виды неравенства.
Что касается уровня безработицы, для стран индустриального и постиндустриального типа, к каковым относится Россия, страшен не столько масштаб безработицы, сколько ее продолжительность. Например, в Испании и Финляндии были периоды, когда безработица достигала и 20% трудоспособного населения, но не оказывала катастрофического влияния на развитие этих стран. Просто люди достаточно быстро находили работу, и состав этих 20% постоянно менялся. В принципе же и 15% безработного трудоспособного населения уже может быть критическим уровнем, и при 10% может произойти социальный взрыв.
"Определить уровень "опасной" инфляции на долгосрочную перспективу вряд ли возможно"
Главный экономист российского Deutsche Bank Ярослав ЛИСОВОЛИК:
-- Такие критерии, как инфляция, в подобном документе могут описываться в качественном, а не в количественном выражении. Параметры возможной инфляции устанавливаются в основных направлениях денежно-кредитной политики. Определить же уровень "опасной" инфляции на долгосрочную перспективу вряд ли возможно. Общепринятым фактом в экономической науке является утверждение, что инфляция выше 10% оказывает негативное влияние на экономический рост. Также в экономической теории принято считать, что определенный уровень проникновения импорта в страну несет угрозу, но выводить количественные ориентиры подобных показателей можно только в применении к краткосрочным прогнозам. Вряд ли включение количественных показателей в подобный документ было бы оправдано.
"В стратегии можно было бы назвать ориентиры, к которым необходимо стремиться"
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь НИКОЛАЕВ:
-- Начиная с 90-х годов все подобные стратегии хронически страдали декларативностью, хотя по многим экономическим показателям количественные критерии установить было бы вполне возможно. На общепринятые модели экономического развития при установлении подобных критериев вряд ли стоит ориентироваться. Турция, к примеру, последние годы благоприятно развивалась с двузначной инфляцией, для нас же такое неприемлемо. В стратегии можно было бы назвать ориентиры, к которым необходимо стремиться: если бы было сказано, к примеру, что через два года инфляция должна стать менее 10%, а к 2020 году -- снизиться до 3%, это было бы более понятно, чем утверждения о том, что высокая инфляция несет в себе риск для экономики.
|