|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Развитие как стратегия
Экономическая безопасность России будет важнее военной
Дмитрий Медведев вчера своим указом утвердил Стратегию национальной безопасности России до 2020 года. Новый документ пришел на смену Концепции национальной безопасности России, принятой в 1997 году. Но это принципиально новый документ: главное его отличие заключается в том, что национальная безопасность обеспечивается через достижение стратегических приоритетов, в нем впервые обозначены критерии оценки состояния национальной безопасности. Причем критерии эти в основном экономические, а не военные -- и на это в первую очередь с разочарованием указывают «традиционные» эксперты по безопасности.
В основные характеристики безопасности входит уровень безработицы, так называемый децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), уровень роста потребительских цен, уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении к ВВП, уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении к ВВП. Также будет учитываться уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники и уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами. Стратегия подтверждает намерение России войти к 2020 году в пятерку ведущих мировых экономик.
Работа над стратегией нацбезопасности началась в 2004 году, но вскоре угасла. Подготовка проекта активизировалась в июне 2008 года -- после специального поручения президента Медведева. В марте 2009 года документ обсуждался на заседании Совета безопасности, и тогда на окончательную доработку документа отвели еще месяц. «Главную идею этого документа можно кратко определить как безопасность через развитие», -- пояснил президент на мартовском заседании Совбеза.
Стратегия национальной безопасности уместилась на 27 страницах. В преамбуле документа говорится, что он «является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства». По словам секретаря Совбеза Николая Патрушева, при подготовке документа учли отечественный и зарубежный опыт написания подобных доктрин, в частности США, Канады, Франции.
Стратегия, несмотря на свой статус доктрины, то есть документа общих положений, в меру конкретна. В ней, в частности, перечислены негативные мировые тенденции, способные повлиять на безопасность нашей страны. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получит развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострится мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.
К главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу документ относит сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокую зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры. К числу рисков относится также «потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции». Стратегия фиксирует цель, которая давно обсуждалась на разных уровнях и не находила конкретных механизмов реализации, -- «предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования».
Продовольственная безопасность будет обеспечиваться за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания. Предусматриваются меры по предотвращению «бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги».
Вероятны рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания к террористам, совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической области, в сфере высоких технологий.
Международная политика на долгосрочную перспективу согласно стратегии будет сосредоточена на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку будет по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
Конкретные противники России в доктрине не названы, но, кто они, можно догадаться, обладая даже слабыми навыками чтения между строк. К угрозам военной безопасности отнесена политика «ряда ведущих зарубежных стран» по достижению преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы. Сюда же отнесено совершенствование стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны, милитаризация околоземного космического пространства, распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.
Неприемлемыми для России останутся планы продвижения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам и попытки придания альянсу глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права. Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства как с альянсом, так и с США. ООН и ее Совет Безопасности Россия рассматривает «в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений», говорится в документе.
Россия будет наращивать взаимодействие в многосторонних форматах -- в G8, G20, РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), использовать возможности других неформальных международных институтов. А развитие отношений со странами СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества обозначено для России как приоритетное. При этом ОДКБ названа главным межгосударственным инструментом противостояния региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Особое значение для России будет иметь укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества. Россия выступает за укрепление взаимодействия с Евросоюзом, формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности.
Национальными приоритетами России в стратегии названо развитие демократии, обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, диверсификация экономики и вхождение в ближайшее время в пятерку мировых экономических лидеров, а также превращение страны в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Николай ПОРОСКОВ