|
|
N°82, 15 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крылышками бяк-бяк-бяк-бяк
«Ангелы и демоны» на экранах Москвы и всего мира
И снова здравствуйте! Гарвардский специалист по символам Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) опять вынужден влезть с головой в католические разборки: вроде бы представители ордена иллюминатов (история их долга и путанна, но они есть) похитили четырех наиболее вероятных претендентов на папский престол и в соответствии с четырьмя стихиями собираются их умучить. А дальше грядет форменный апокалипсис -- в Швейцарии в Большом андронном коллайдере промыслили антивещество, и значит, довольно скоро не останется ни времени, ни пространства. «Свет обратит Ватикан в прах»...В общем, как справедливо замечает один из персонажей, «вся операция основана на четверостишии четырехсотлетней давности в интерпретации американца». Эта фраза может послужить исчерпывающей рецензией и на фильм в целом.
О том, что нас ждет удовольствие нечастого пошиба, можно догадаться практически с первых кадров. Достаточно увидеть, с каким именно лицом камерарий в исполнении Эвана Макгрегора приводит в негодность Кольцо Рыбака (символ высшей власти умершего Папы), чтобы понять -- с драматизмом тут точно будет все в полном порядке, не хуже, чем в «проблемных» фильмах раннего Эда Вуда. Да и вообще, фильм, в первых же сценах которого совершенно спокойно сменяют друг друга пояснительные титры «Собор Святого Петра» и «Большой андронный коллайдер», в принципе не может быть полной ерундой или уж ерундой такого невероятного космического масштаба, что это даже и хорошо. В случае с «Ангелами и демонами» мы имеем дело, пожалуй, с промежуточным вариантом -- глупость и драйв явлены здесь приблизительно в равных пропорциях. Первую половину, когда Лэнгдон одну за другой осматривает римские достопримечательности и ищет тайные знаки, вынести непросто, но помимо искусствоведческих и теологических ребусов тут присутствует некоторое количество хорошо темперированного зверства в отношении похищенных кардиналов. Здесь фильм на весьма небезопасное расстояние приблизился к «Пиле». Святым отцам набивают глотку землей, сталкивают в фонтан с тяжелым грузом на ногах, а уж сцена аутодафе и вовсе вызывает в памяти классику жанра: так подробно и качественно люди (и священники в том числе) горели разве что в «Главном ведьмолове» с Винсентом Прайсом да в оригинальном «Плетеном человеке». Ближе к кульминации все становится совсем уж завирально и здорово -- сложно остаться равнодушным, когда претендент на место Папы взрывает вертолет с антивеществом на борту прямо над Римом, а сам спасается на парашюте -- на таком фоне любая серия похождений Джеймса Бонда покажется скучной реалистической драмой в традициях Кена Лоуча.
При всем этом переоценивать «Ангелов и демонов» не стоит. Это фильм, который в принципе не мог не появиться после всепланетного триумфа совсем уж слабого, но неизбежно обреченного на успех «Кода да Винчи» (кстати, весьма показательно, что история, рассказанная в фильме, легким движением руки превратилась из приквела в продолжение). Это занятно, но не до судорог в конечностях. Эффектно -- пожалуй, ни разу римские католические святыни не подвергались на киноэкране такому тотальному поруганию (тут и разгромленный ватиканский архив, и обрушенный собор Святого Петра, и ни много ни мало аутопсия Папы (по тому, насколько почернел его язык, можно выяснить нюансы умерщвления). Но эффектно не до того уровня, чтобы забыть обо всем. Временами даже неглупо (Лэнгдон весьма справно формулирует свое отношение к религии: «Мой разум говорит, что я никогда не пойму Бога, а сердце говорит, что вера -- это дар, который мне никогда не обрести»), однако не до такой степени, чтобы на самом деле проникнуться идеями, высказанными с экрана. Характеристиками настоящего антивещества, способного поменять местами пространство и время, а в данном случае исполняющего роль типичного хичкоковского «макгаффина» (то есть объекта, который всем нужен, но никому не дается, и вообще неясно, существует ли в природе), фильм не обладает -- так, суррогат, но ей-богу, высочайшей пробы. Ни один характер не раскрыт, концы сходятся с концами самым нелепым образом, персонажи шарахаются друг от друга, как от прокаженных -- не дай бог, между ними возникнет нечто похожее на настоящие отношения. Но все равно результат кажется более чем приличным.
Фильм полон невероятно симпатичных, каких-то индиано-джонсовских нюансов -- вроде совершенно несусветных часов Лэнгдона с изображением Микки-Мауса, «Мерседеса», стоящего в святая святых Ватикана, сапог, разваливающихся на строительных лесах, или струйки крови, брызгающей из невинной кардинальской шеи, -- это вполне себе режиссерская удача. Такой вот боевик -- раньше у главного героя похищали дочку или убивали невесту, теперь выжигают на груди кардиналов естественно-научные символы. В мировом прокате грядут миллиарды.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ