|
|
N°82, 15 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дни весеннего пьянства
Открылся Каннский кинофестиваль
13 мая в Канне открылся главный кинофестиваль мира -- Каннский, 62-й по счету. Открытие на этот раз оказалось веселым и несколько необычным. Публике предъявили последнюю продукцию диснеевской студии «Пиксар» -- 3D-мультик «Вверх» Пита Доктера и Боба Петерсона. Надо отметить, впрочем, что режиссеров пиксаровской анимации поименно помнить уже не принято. Все это -- «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Рататуй» и много других анимационных лент -- первоклассная продукция конвейера, где на должность главного инженера давно назначен классик Джон Лэсситер («История игрушек»). Причем слово «конвейер» употреблено в самом положительном, фордовском смысле этого слова. Такое чувство, что все творческие сценаристы Голливуда, все придумщики гэгов, необычных ситуаций и остроумных диалогов ушли из Голливуда, отпугнутые системой жесткой стандартизации блокбастерного производства. Ведь в мультфильмах, несмотря на конвейер, в принципе сгодится самая дикая выдумка -- было бы ярко, динамично и весело. А уж этим критериям «Вверх» полностью соответствует.
Есть и еще одна деталь -- цены на сеансы стереокино почти в два раза больше, чем на обычный просмотр. Поэтому в трудные времена продюсеры смотрят на 3D-кино как на парочку-выручалочку. Достаточно сказать, что 3D-проекты есть в ближайший планах у Тима Бертона, Стивена Спилберга, Роберта Земекиса... Так что Канн не разучился угадывать дух времени.
На пересказ сюжета жалко тратить время -- мультик о пенсионере, путешествующем на воздушных шариках, и его юном спутнике вот-вот выйдет в российский прокат. Заметим только, что престарелого конкистадора во французской версии озвучил Шарль Азнавур, который и стал звездой церемонии открытия, наравне с Тильдой Суинтон и председателем жюри Изабель Юппер. А в русской версии 78-летний Карл Фридриксен заговорит голосом Армена Джигарханяна, который, кстати, о фильме самого высокого мнения.
А вот первый фильм конкурсной программы веселым и неожиданным не назовешь. Это очередная работа каннского завсегдатая и китайского диссидента Лу Е, снятая, как всегда, полуподпольно на маленькую цифровую камеру. Английское название -- «Весенняя лихорадка». Французское более поэтично: что-то вроде «Пьянящий аромат весны». Основная интрига для закоренелого европоцентриста -- за два с лишним часа экранного времени разобраться, кто есть кто. После долгих гаданий тупой голливудский обычай приглашать брюнетку на роль подруги светловолосой героини уже не кажется таким тупым. Потому что, уж извините, китайцы, они, как бы это выразиться, все... особенно, когда сняты в полумраке на «цифру»...
Но молчу. Разбираться на самом деле интересно. Но когда разберешься, в остатке оказывается не очень впечатляющий любовный многоугольник с откровенно снятой гомосексуальной составляющей.
Первым приемлемым фильмом конкурса оказался «Аквариум» англичанки Андреи Арнольд, откровенная и прекрасно сыгранная драма с Майклом Фасбендером («Ангел», «Голод») и дебютанткой Кэти Джарвис в главных ролях. Место действия -- английское предместье, новостройки, в которых люди живут на пособие, пьют пиво и дешевый джин и смотрят телевизор. Главная героиня, 15-летняя Миа, очень похожа на персонажей Валерии Гай Германики: также матерится, также украшает комнату какими-то дикими сердечками, цветочками и гирляндами и также, когда хочет выразить нежность и любовь, говорит: «Я вас ненавижу, пошли все в ж...» В общем, знакомая среда, похожая история и все тот же сдержанный оптимизм в конце, который, пожалуй, и составляет главное достоинство обеих лент.
На этом все, но не потому, что материала больше нет, а потому, что впереди -- Тарантино, Ханеке, Лоуч, Пак Чан Ук, Альмодовар и бог знает кто еще. А событий в Канне, как всегда, предостаточно. Сегодня откроет «Двухнедельник режиссеров» Френсис Форд Коппола, страшно, говорят, обиженный на то, что его «Тетро» не пригласили в основной конкурс. Сегодня же ослепит мир своим величием российский павильон. А совсем скоро наши соотечественники проведут на Круазетт конкурс красоты «Мисс Фестиваль» под эгидой «Водка Юнайтед 2009» (цитирую пресс-релиз). Пожелаем победы Тильде Суинтон. А пока что вопрос о том, что такое Канн -- место, где рождается история кино, или неприятный мелкобуржуазный французский городишко, куда каждую весну тысячи бездельников слетаются на халявную выпивку, остается открытым. Обещаю держать вас в курсе событий.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн