|
|
N°83, 14 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Передовик невидимого фронта
Сотрудник ФБР Ханссен получил пожизненный срок за шпионаж
Федеральный суд в Арлингтоне под Вашингтоном приговорил к пожизненному заключению за шпионаж в пользу Советского Союза и России 58-летнего Роберта Ханссена. Он поистине является шпионом-долгожителем и шпионом-передовиком: до ареста Ханссен четверть века проработал в ФБР (и почти столько же на Москву). Сотрудники ФБР, арестовавшие своего коллегу в феврале прошлого года, были поражены, узнав, что он прошпионил на шесть лет дольше, чем они подозревали. Ханссен предоставил Москве более 6 тыс. страниц сверхсекретных документов, выдал всех известных ему американских агентов и провалил десятки тайных операций, в том числе рассекретил тоннель для прослушивания, вырытый американцами под новым зданием посольства России в Вашингтоне.
ФБР упорно упускало возможности разоблачить Ханссена. В 1990 году брат его жены, сам работавший в ФБР, сообщил начальству о своих подозрениях, что Ханссен -- шпион. Три года спустя Москва заявила Соединенным Штатам официальный протест по поводу того, что некий сотрудник ФБР в провокационных целях пытается продать секреты одному из российских разведчиков. Как выяснилось гораздо позже, этим сотрудником ФБР был не кто иной, как Ханссен.
Истового христианина Ханссена периодически мучили угрызения совести. Он начал работать на КГБ в 1979 году. Два года спустя жена догадалась, чем он занимается. Тогда Ханссен повинился священнику на исповеди, по рекомендации которого отдал полученные от советской разведки деньги благотворительному фонду матери Терезы в Индии, и до 1985 года больше не шпионил. Потом Ханссен вернулся к своему прежнему занятию, прошпионил до 1991 года, опять повинился на исповеди священнику в Индианаполисе, где находился в тот момент в командировке, и снова завязал, на этот раз до 1999 года.
С 1999 года он шпионил до самого ареста, когда наружное наблюдение засняло, как он прячет очередную порцию секретных документов в тайнике неподалеку от дома. Российские разведчики оставили там же 50 тысяч долларов, которые достались американскому правительству. Это все, что удалось конфисковать у Ханссена, который получил за свои услуги 643 тысячи долларов наличными и бриллиантами, а также заверения, что на счету в московском банке для него хранится еще 800 тысяч. Он истратил большую часть денег на ремонт дома и частные школы, в которые ходили шестеро его детей. Кроме того, он изрядно потратился на тайную подругу -- исполнительницу стриптиза, которой среди прочего подарил подержанный «Мерседес». Ханссен ни разу не пристал к ней, а напротив, пытался наставить ее на путь истинный.
В июле Ханссен заключил с прокуратурой обычную здесь взаимовыгодную сделку. Он выторговал себе пожизненный срок вместо смертной казни. Кроме того, его жена Бонни будет получать часть его пенсии (чуть менее 40 тысяч в год) и сохранит дом. Взамен Ханссен обязался рассказать всю правду о своем сотрудничестве с Москвой, чтобы власти США смогли определить масштабы нанесенного им ущерба. Прокуратура также избавилась от необходимости устраивать открытый процесс (закрытых в США не бывает), на котором неизбежно всплыла бы уйма секретной информации.
С тех пор Ханссена 75 раз допрашивали сотрудники четырех американских ведомств, два из которых пришли к выводу, что он говорит не всю правду. ЦРУ отметило, что он подозрительно часто ссылался на плохую память, а министерство юстиции США сетовало, что его показания нередко были «противоречивыми, взаимоисключающими или нелогичными». Однако ФБР осталось ими в целом удовлетворено, а прокуратура заключила, что вряд ли сумеет доказать в суде, что Ханссен был не до конца правдив, и поэтому скрепя сердце решила сдержать слово и не требовать для него смертной казни.
Церемония вынесения приговора заняла всего семь минут. Прежде чем произнести последнее слово, осунувшийся Ханссен, одетый в зеленую тюремную робу, огляделся вокруг, выискивая глазами знакомые лица. Бонни и детей в суде не было, но в зале присутствовали его друзья и несколько десятков сотрудников ФБР, пришедших посмотреть на него в последний раз. Потом подсудимый подошел к микрофону. «Я прошу прощения за содеянное, -- сказал он судье. -- Я покрыл себя позором». Ханссен попросил, чтобы его отправили в федеральную тюрьму в Алленвуде (штат Пенсильвания), где отбывает пожизненный срок Эймс и заканчивает свой Вячеслав Иваньков. Эймс выдал тех же американских агентов, что и Ханссен, -- сотрудников КГБ Сергея Моторина и Валерия Мартынова, которые были арестованы и расстреляны.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк