|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право на три D
Глава ФМС признал, что мигранты не занимают рабочие места россиян и не увеличивают преступность в стране
Об актуальных задачах, которые ставит перед Федеральной миграционной службой нарастающий экономический кризис, рассказал вчера членам Совета Федерации директор ФМС Константин Ромодановский, выступивший на заседании верхней палаты в рамках правительственного часа. Он пояснил, что во время кризиса требуется «более жесткий контроль над рынком труда, чтобы защитить его от избытка малоквалифицированной рабочей силы». В то же время, оговорился г-н Ромодановский, необходимо «открыть каналы для высококвалифицированных европейских и американских специалистов». Видимо, в надежде, что к нам будут приезжать именно высококвалифицированные гастарбайтеры с Запада, а не малоквалифицированные с Востока, как сейчас.
Между тем экономический спад уже вносит свои коррективы в темпы миграции: если в 2008 году в Россию въехали, по словам г-на Ромодановского, 14,5 млн человек, то в начале 2009 года поток уже уменьшился примерно на 13%, или на 700--800 тыс. человек. В то же время за первые четыре месяца текущего года квота на иностранных работников была выбрана российскими предприятиями только на 25%. «Это позволяет нам создать дополнительные условия для трудоустройства российских граждан», -- отметил глава ФМС. Он отметил, что число работников из визовых стран увеличилось почти в два раза.
Однако большой проблемой по-прежнему остается неравномерность распределения мигрантов, которые приезжают не в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы, а в крупные города. «Центральный федеральный округ в прошлом году поглотил 50% миграционной напряженности, в том числе Москва и Московская область -- более 30%», -- отметил Константин Ромодановский. С наступлением кризиса ситуация потихоньку меняется: глава ФМС отмечает, что «миграционные потоки стали распределяться в трудонедостаточные регионы». В частности, по его словам, в Дальневосточном округе количество иностранных граждан в этом году возросло в 2,5 раза. В то же время иностранные работники из-за кризиса постепенно покидают казавшиеся ранее перспективными трудоизбыточные регионы: Центральный, Южный и Уральский федеральные округа.
Выступая перед сенаторами, Константин Ромодановский попытался развенчать два наиболее распространенных мифа о трудовых мигрантах. По словам главы ФМС, гости из ближнего и дальнего зарубежья отнюдь не занимают рабочие места, на которые претендуют россияне. «Работа мигрантов -- это то, что по-английски называется работой «на три D»: difficult, dirty, dangerous, то есть трудная, грязная и опасная», -- блеснул знанием языков г-н Ромодановский, очевидно, имея в виду, что коренные жители страны на такой труд не согласятся. Также глава ФМС пояснил, что одним из факторов, вызывающих приток иностранной рабочей силы, является низкая мобильность российского населения: «Средний житель США в течение жизни меняет место жительства 13 раз, а россиянин только 1,5 раза». Правда, из сказанного ранее следует, что мигранты лишь отчасти компенсируют низкую мобильность, поскольку предпочитают, как и сами россияне, оседать в крупных городах.
Второй миф, который попробовал опровергнуть г-н Ромодановский, -- это расхожее мнение о том, что именно мигранты повинны в ухудшении криминогенного фона. «Преступления иностранных граждан составляют 3--4% от раскрываемых преступлений», -- заявил глава ФМС. По его словам, в первом квартале кризисного 2009 года число преступлений, совершаемых иностранцами, возросло на 17%, тогда как правонарушений, совершаемых россиянами, стало больше на 30%.
Впрочем, этот постулат тут же попробовала оспорить сенатор от Москвы Валентина Драгункина, заявившая, что 47% преступлений в столице -- дело рук приезжих. «Приезжих, а не мигрантов, это разные вещи», -- парировал г-н Ромодановский. Такой же ответ прозвучал и на жалобу г-жи Драгункиной о том, что при квоте в 250 тыс. трудовых мигрантов в Москве проживает около 1 млн приезжих.
Тем не менее глава ФМС согласился с тем, что в крупных городах проблема неофициально работающих иностранцев стоит особенно остро. Большинство из таких мигрантов работает в сфере обслуживания на физических лиц: на ремонте квартир, прислугой, няньками, уборщицами. По словам г-на Ромодановского, в этой сфере задействована треть, если не половина, всех мигрантов, включая московских гастарбайтеров. Для них глава ФМС предложил выдавать платные патенты на трудовую деятельность. «Будем прагматичны: 3 млн мигрантов, заплатив в месяц по 1000 руб. за патент, дадут бюджету доход в размере 36 млрд руб. в год», -- подсчитал г-н Ромодановский. Также он сообщил, что в настоящее время миграционное ведомство готовит концепцию организованного привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы, прежде всего из стран СНГ.
Наталья РОЖКОВА