|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В виртуальной нереальности
Первый полуфинал «Евровидения» в Москве прошел с невиданным размахом
Первый промежуточный итог: в финал вышли десять стран из 18 -- Турция, Швеция, Израиль, Португалия, Мальта, Финляндия, Босния, Румыния, Армения и Исландия. Не прошли соответственно участники из Черногории, Чехии, Бельгии, Андорры, Швейцарии, Болгарии, Македонии и Белоруссии. Чем песни и номера этих ребят и девчат хуже песен и номеров финалистов, не берусь судить. Стилистически -- разброс от «прикольной» цыганщины (Чехия), рокабилли (Бельгия) и гладкого интернационального брит-попа (Швейцария) до мелодичного попсового «металла» в духе 80-х (македонские близнецы, похожие на размноженного Джона Бон Джови, и Петр Елфимов из Белоруссии, победитель конкурса молодых исполнителей «Славянского базара» и идейный рокер).
А так -- финны исполнили качественный евроденс (в Скандинавии такое делать умеют). Португалия -- нечто акустическое на португальском языке (нормально: их народный стиль фаду во всей Европе слушают). Израильтяне -- песню на иврите, арабском и английском «против войны». «Евровидение» -- трибуна для политических высказываний, к этому все привыкли. Сейчас песни про войну на попсовом конкурсе не считаются пошлостью, поскольку войны, начиная с войны в Заливе, тоже превратились в телесобытие... Но кто бы в полуфинале о чем бы ни пел, полуфинал сражает зрителя наповал. И дело в общем-то не в песнях и артистах. А в том, что в таких декорациях, что выстроены в «Олимпийском», что угодно смотрится выигрышно. Такого масштаба и таких технологий не было ни на «Евровидении», ни где-либо еще. Представитель одного из подрядчиков, эксперт в сфере сценического строительства и совладелец компании JSA Александр Стрижак так оценивает труд своих подопечных и коллег: «Такую сцену, как в «Олимпийском», в России еще вообще никогда не строили. Шоу готовилось больше месяца, а для «Евровидения» в Москву доставлено беспрецедентное количество оборудования. Причем вся эта новейшая звуковая, световая и визуальная аппаратура управляется лучшими техническими специалистами и режиссерами из разных стран». На сцене «подвижные элементы, передовые технологии механики и видеоэкран в половину ширины спорткомплекса», а за кулисами «построен так называемый Greenroom, в котором во время конкурса будут находиться артисты и представители стран-участниц». «Зеленая комната» -- это вообще отдельный маленький городок, над которым для эффектности телевизионной картинки подвешен... бассейн». Бюджет мероприятия, по официальным данным, произнесенным по ТВ, составил 24 млн евро. И, как сказал один инсайдер, «Счетная палата этим всем очень интересуется и требует строгого отчета».
Картинка действительно эффектная, и эффект усиливается сногсшибательным монтажом: всевозможные планы, панорамы, нарезка, скоростные наезды камеры... И беспрерывно меняющееся изображение на экранах -- четкое, глубокое. Не очень верится, что это происходит в Москве, совсем не верится, что это всего лишь старый добрый вдоль и поперек исхоженный «Олимпийский», наша прекрасная консервная баночка. Не телешоу -- виртуальная реальность!
У музыкантов есть такое расхожее заклинание: «музыка объединяет людей». Песенный конкурс «Евровидение», наверное, единственное мероприятие, которое наполнило смыслом эту пустую фразу. Как известно, конкурс начали проводить более полувека тому назад именно для этого -- чтобы народы послевоенной Европы смотрели друг на друга, слушали друг друга и приезжали друг к другу в гости. С тех пор европейская интеграция продвинулась очень далеко, но «Евровидение» нисколько не устарело, только развивается, как, собственно, и Европа. И даже песни -- самый уязвимый момент шоу -- разнообразнее стали. Если раньше конкурс развивался экстенсивно (за счет приглашения новых стран), то теперь интенсивно: применяются новые технологии, а сам конкурс людьми из шоу-бизнеса рассматривается как стартовая площадка для молодого артиста или способ оживления интереса к артисту старому, не случайно от разных стран все чаще и чаще хотят выступать музыканты заслуженные. Россия, кстати, была в авангарде этого процесса. И именно из-за этого у нас до сих пор принято писать про «Евровидение» как про «передачу для домохозяек»: так стали писать после проигрыша Пугачевой, теперь продолжают строчить по инерции.
В последние годы обозначилась еще одна тенденция -- приглашать выступать артистов-иностранцев. В 1988 году Швейцарии принесла победу канадка Селин Дион: ее участие было исключением. Где-то с начала нового века этот, можно сказать, спортивный принцип «покупки игроков» стал обычной практикой. За Россию впервые выступает иностранка -- гражданка Украины Анастасия Приходько (нашего человека мы увидим только в финале -- Россия как прошлогодний победитель уже в финале). За Азербайджан выступает дуэт Айсель и Араша (Араш, известный в наших краях по сотрудничеству с «Блестящими», никакой не "ближневосточный мачо", а гражданин Швеции не в первом поколении даже). Горячая турецкая женщина Хадисе родилась в сердце ЕС -- Бельгии. И таких примеров в новом веке достаточно.
Второй полуфинал сегодня, 14 мая.
Александр БЕЛЯЕВ