|
|
N°80, 13 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Карабахе необходимо принуждение к миру
15 лет назад при посредничестве российской дипломатии было достигнуто перемирие в Нагорном Карабахе -- самом масштабном и ожесточенном из конфликтов на постсоветском пространстве. Прекращение огня в мае 1994 года было оформлено Россией как бессрочное, но сопредседателям Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пока не удалось вывести стороны конфликта на мирное соглашение.
Актуальность урегулирования в Карабахе стала нарастать на фоне августовской авантюры Саакашвили. В ноябре 2008 года президенты России, Азербайджана и Армении подписали Московскую декларацию о приверженности мирному урегулированию конфликта. Президенты Азербайджана и Армении обсудили эту тему на своей встрече 7 мая в Праге, куда они приехали на саммит, организованный Евросоюзом для продвижения программы «Восточное партнерство». Ильхам Алиев и Серж Саргсян снова встретятся в июне в Санкт-Петербурге.
Следует отметить и активизацию посреднических усилий России и США в урегулировании. Косвенно к Карабаху привлекают внимание и наметки сдвигов в армяно-турецких отношениях. На смену многолетнему застою растут ожидания подвижек, причем в основном под воздействием внешней динамики. Четвертая встреча Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Праге пробудила надежды на прогресс в переговорах. Вполне возможны подвижки по тому или иному «принципу», но нельзя забывать правило: ничто не согласовано, пока не согласовано все.
Еще не преодолен ряд трудностей. Среди азербайджанцев и армян, включая карабахцев, нет готовности к компромиссам, да лидеры и не готовят их к уступкам. Немалое внутреннее сопротивление им неизбежно. По ряду вопросов позиции двух сторон остаются взаимоисключающими. Пока «вне игры» третья сторона -- Нагорный Карабах, чья судьба остается главной спорной проблемой конфликта. Армян прельщает право на самоопределение народов, азербайджанцев -- принцип территориальной целостности государств, хотя оба эти принципа неприменимы тут без ряда оговорок. Для Еревана важно определить статус Нагорного Карабаха. Для Баку -- вернуть земли, оставленные в боях 1992--1994 годов. Кстати, их оккупация стала главным козырем азербайджанцев, хотя армяне и не смогли бы тогда расширить захваченные территории, если бы не упорные, но контрпродуктивные попытки Баку одержать верх силой.
Международное сообщество возлагает поиск договоренностей на самих армян и азербайджанцев. ОБСЕ должна иметь свои приоритеты: не допустить возобновления военных действий, добиться мирного разрешения споров и неприменения угроз прибегать к силе. Надо учитывать возросшее геостратегическое значение и взрывоопасность региона, драматизм истории отношений между двумя народами. Новая война в Карабахе укоренила бы вражду между ними на века, имела бы непредсказуемые последствия для международных отношений, не говоря уже о неизбежно масштабных жертвах и разрушениях. Поэтому надо любой ценой преградить тут путь к войне.
Пока неясно, как это будет увязано с искомым соглашением. Ни в коем случае нельзя считать это само собой разумеющимся или обозначить лишь в его преамбуле. Мало и общего согласия сторон с принципом неприменения силы. Важно учесть и темперамент южан, и горький опыт срывов перемирий в ходе войны, и срыв одной из сторон единственного соглашения по Карабаху под эгидой ОБСЕ -- об укреплении режима прекращения огня, подписанного в феврале 1995 года.
При всей важности Московской декларации для урегулирования конфликта необходим юридически обязывающий документ. Это нужно, чтобы отрезвить поборников силового реванша или упреждения превентивным ударом. Стоило бы заключить соглашение о неприменении силы при разрешении карабахского конфликта. Баку вряд ли сумеет пойти на его подписание, но это предложение, как и уход от него, охладит «горячие головы», тем более с учетом опыта вероломных акций Саакашвили.
Выполнить будущие соглашения между сторонами, особенно по части ухода армяно-карабахских сил с территорий Азербайджана, можно только при гарантиях неприменения силы. Международные гарантии лишат армян необходимости и предлога удерживать «пояс безопасности» вокруг Карабаха. Это важно и если возникнет сбой в выполнении соглашения (скажем, по проведению референдума в Нагорном Карабахе).
Словом, необходимо принуждение всех сторон к миру, но заблаговременное и мягкое -- только политическими средствами. Немало зависит тут от последовательности ОБСЕ, что пока в дефиците. Миротворческая операция в Карабахе также должна при необходимости предусматривать переход в фазу принуждения к миру. Мирной развязки этого конфликта требуют интересы обоих народов и всего мирового сообщества.
Владимир Казимиров