|
|
N°80, 13 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Здесь есть тот дух, который Москва уже давно потеряла"
Корреспондент "Времени новостей" встретил День Победы в Севастополе
Оказавшись по делам 9 мая в Севастополе, корреспондент "Времени новостей" не мог пропустить праздничный парад. Вернее, это было так называемое воинское прохождение, поскольку в "правильном" параде должен участвовать не только личный состав воинских подразделений, но и боевая техника. А в морском городе техника -- это боевые корабли, и парад там проходит в День военно-морского флота.
Официальные власти Украины в последние годы достаточно холодно относятся к этому празднику. Например, в Киеве парада не было. По официальным сообщениям, народ там собирался на стихийные митинги. Но Севастополь -- город воинской славы, и для него День Победы особый, главный праздник. Поэтому целых два часа стар и млад без устали "бросали чепчики" проходящим мимо колоннам ветеранов и действующих соединений.
По обеим сторонам улицы Ленина и продолжающего ее проспекта Нахимова было не протолкнуться. Там стояли не только севастопольцы. Сюда со всей Украины приехали те, кому дорог этот праздник. Мало того, рассматривая накануне госномера машин, разъезжающих по городу, я увидел не только региональные отметки Севастополя, Киева, Харькова, Полтавы, но и десятков российских городов -- Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Челябинска, Свердловска, Хабаровска и многих других.
С нами в гостинице жил москвич Иван Вечтомов. Он рассказал, что всегда приезжает на 9 мая в Севастополь: "Здесь есть тот дух, который Москва уже давно потеряла. Приметы времени одинаковы на всем постсоветском пространстве. И здесь вместо красивых зданий появляются угловатые уродцы. Но здесь у людей есть сердце. У них сохранилось уважительное отношение к вооруженным силам, к ветеранам. Мне приятно находиться в одной толпе с ними. Я с восторгом любуюсь этим прекрасным морским городом".
Иван Вечтомов с восьми утра, как и тысячи других людей, занял место у площади Нахимова. На самой площади расставили кресла и посадили тех ветеранов, кто по состоянию здоровья уже не мог встать в строй.
Колонны ветеранов, колонны Черноморского флота РФ и флота вооруженных сил Украины начали выстраиваться у площади Суворова, от которой начинается улица Ленина, с девяти утра. В десять пошли на марш. Впереди, как и положено, шел "газик" с командующими флотов, отдающими честь городу, за ними -- ветераны, патриотические организации, действующие войска.
Колонны распределялись по родам войск и местам службы. Первой пошла "царица полей" -- бывшие пехотинцы, участники штурма Берлина и боев за Севастополь. Но их было немного. Все-таки Севастополь -- морской город. Потом пошли флотские: штабисты, разведчики, связисты, ветераны гидрографической службы. За ними уже шагали представители кораблей: краснознаменного линкора "Севастополь", линкора "Новороссийск", гвардейского крейсера "Красный Кавказ", краснознаменного крейсера "Ворошилов", крейсера "Михаил Кутузов" и десятков других. Каждый из них благодарные потомки отмечали отдельно. Крики "Ура" и "Спасибо" перемежались "Славой": "Бойцам крейсера "Дзержинский"-- слава!", "Матросам крейсера "Адмирал Ушаков" -- слава!", "Экипажу БПК (боевой противолодочный корабль. -- Ред.) "Николаев" -- слава!"
У каждого "проходившего" корабля своя героическая история. Они совершали подвиги в годы войны и после нее. А в этот день ветераны словно опять были на вахте на борту своих линкоров, крейсеров, противолодочных кораблей.
Когда пошли ветераны кораблей украинского флота, многим показалось, что толпа поутихла. Нет, неправда. Ведь они воевали за единую страну, служили в одном флоте, добывали нашу общую победу. И собравшиеся на парад люди отдавали им дань уважения с таким же рвением, как и черноморцам-россиянам.
Толпа стихала только в одном случае. Когда за табличкой с названием какого-нибудь крейсера или линкора шел всего один человек. Это означало, что из экипажа корабля времен Великой Отечественной в живых не осталось уже никого. Вечная память.
Иногда из толпы под ноги ветеранам летели цветы. Тем было трудно их поднимать. Но ветераны поднимали. И прижимали к увешенной орденами и медалями груди. А севастопольцы, была бы их воля, выскакивали бы к колоннам, обнимали бы стариков. Милицейский кордон не давал нарушать общий строй. Но разве может кто-нибудь удержать детей? И взрослые делали их послами своей благодарности. Многие мальчишки подбегали к ветеранам десятки раз, нося то сирень, то гвоздики, то тюльпаны, то розы. Иногда выбегали школьницы и со слезами на глазах обнимали ветеранов.
Корреспондент "Времени новостей" тоже не смог удержаться от объятий, когда увидел колонну жителей блокадного Ленинграда. А узнав, что журналист, который бегает вокруг с фотоаппаратом, из Петербурга, блокадницы заставили меня пройти с ними несколько минут. А за это время надавали записок с приветами друзьям и родственникам, живущим в северной столице России.
Колонны ветеранов шли больше часа. А следом за ними -- представители политических партий, патриотических организаций. Свои флаги несли молодые люди -- школьники и студенты, курсанты военных училищ. Шагая следом за стариками, молодые, естественно, шли быстрее. И поэтому часто маршировали на одном месте.
Когда последняя колонна скрылась в глубине проспекта Нахимова, на марш вышли регулярные подразделения двух флотов. Но перед маршем те и другие устроили представление для руководителей города и ветеранов, рассаженных на площади Нахимова. Свое искусство показали карабинеры, оркестры, хореографические коллективы и певцы. Сначала украинцы, потом россияне. Ветераны внимательно слушали украинскую "Спишь вичным сном", но захлопали только во время исполнения легендарной песни "День Победы" Давида Тухманова на стихи поэта-фронтовика Владимира Харитонова.
Этой песней и закончилось воинское прохождение. А праздник продолжался весь день. Толпы людей гуляли по Приморскому бульвару, на летней эстраде, которую в Севастополе все зовут "ракушкой", были песни и пляски, а вечером -- традиционный салют. Российский и украинский флота салютовали вместе, но не покидало ощущение, что все-таки соревновались между собой.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Севастополь