Время новостей
     N°80, 13 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.05.2009
Памяти Нинели Кургапкиной
Не визионерка и не светская львица - ясная, веселая балерина. Именно душевную ясность, душевную устойчивость она сохранила до своих восьмидесяти лет - а устойчивость физическую, умение не падать с ног в любой ситуации передавала своим ученицам. Многие считали ее простодушной - по театру ходили легенды о ее преданности своему огороду, о благополучии которого она волновалась, даже работая в Париже, - но это кажущееся простодушие укрощало самые мятежные натуры. Например, именно Кургапкина, будучи уже балериной с именем, отшлифовывала доставшегося ей в партнеры самоуверенного юнца Рудольфа Нуреева; объяснялись две звезды (состоявшаяся и восходящая) на языке, понятном Нурееву; у окружающих полыхали уши - Кургапкина была безмятежна.

Она закончила вагановскую школу в 1947-м - и «вагановскую» тут еще можно писать с маленькой буквы, потому что это не табличка на двери, а класс Агриппины Яковлевны Вагановой, легендарный ее выпуск. Не самый богатый на новаторскую хореографию период жизни Мариинского театра - и Кургапкина состоялась в классике. Пройдя по всем ступенькам карьеры, от кордебалета до балерины, она танцевала многое - и Аврору, и Одетту, но лучшими ее ролями были те, где можно было блеснуть темпераментом, а не склоняться надломленным цветком: Китри в «Дон Кихоте», Жанна в «Пламени Парижа». При этом темперамент вовсе не означал пренебрежения к чистоте позиций и плавности рук - в Кургапкиной вагановская школа торжествовала одну из самых громких своих побед. И, кстати, эта же школа учила беречь себя, хранила от травм - и, сохраняя отличную форму, Кургапкина танцевала до пятидесяти с лишним лет, и никому тогда в голову не приходило считать ее года. А то, что за всю карьеру она получила лишь одну роль, сочиненную для нее лично - Анну Андреевну в балете «Ревизор», поставленном Олегом Виноградовым тогда, когда балерине пошел шестой десяток, - ну что ж, это ни славе ее, ни душевному спокойствию не мешало.

Оставив сцену, она занялась педагогикой - вела класс в театре, и именно Кургапкина фактически создала Ульяну Лопаткину. Среди учениц Кургапкиной также Жанна Аюпова, Ирма Ниорадзе, и одна из главных надежд сегодняшней Мариинки Евгения Образцова. Уже очень больной Нуреев, ставивший в Парижской Опере «Баядерку», пригласил ее на подмогу - и если в безумной восточной пышности этого спектакля и прорезаются воспоминания о творении Мариуса Ивановича Петипа, то это заслуга Кургапкиной. Совсем недавно она отпраздновала восьмидесятый день рождения, и в ее честь на сцене Мариинки танцевали «ее девочки», компания замечательных балерин. 8 мая под Петербургом, около ее дачи, ее сбила машина. Подробности ДТП пока не разглашаются. Прощание с балериной состоится в четверг, в Мариинском театре в 10 утра. В 12.00 - отпевание в Никольском соборе.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец