|
|
N°84, 19 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба из Поднебесной
Россия может стать крупнейшим поставщиком сырья в Китай
Вчера в поселке Синань уезда Мохэ провинции Хэйлунцзян заместитель главы Государственного совета КНР Ван Цишань в торжественной обстановке открыл строительство китайского участка нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан. Тремя неделями ранее вице-премьер Игорь Сечин в окрестностях города Сковородино присутствовал при сварке первого шва российского участка трубы. За полтора года предстоит проложить больше 1 тыс. км энергетической магистрали. Стоимость ее пока не определена окончательно, но уже сейчас специалисты утверждают, что новый трубопровод поможет Китаю быстрее выйти из кризиса, а России значительно упрочить свои позиции на энергетическом рынке Поднебесной.
950 км по китайской территории и 64 км по российской -- примерно такой фронт работ стоит перед монтажниками и проектировщиками трубопровода двух стран. Среднегодовой объем прокачки нефти по новому трубопроводу предположительно составит 15 млн тонн в год. Однако в перспективе количество поставляемого сырья может значительно возрасти. Примечательно то, что увеличивать потребление углеводородов Поднебесная намерена на фоне всеобщего падения спроса на сырье. Но правительство страны уже знает, как применить дополнительные объемы. К 2011 году в Китае, по замыслу властей, должны быть созданы резервы нефти объемом не меньше 10 млн тонн. Более того, до 2011 года в Китае должны появиться шесть новых нефтеперерабатывающих заводов и восемь нефтехимических предприятий. «Китайская экономика, которая, несмотря ни на что, продолжает демонстрировать значительный рост, агрессивно отреагировала на кризис. Были предприняты меры по стимулированию внутреннего спроса, увеличился госзаказ. В сложившейся ситуации для Пекина является крайне важным получить более стабильный доступ к российской нефти», -- пояснил профессор Российской экономической школы Олег Замулин. Реализация проекта, по мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Андрея Островского, позволит России значительно усилить свои позиции на энергетическом рынке Китая. «Сегодня Китай самостоятельно добывает около 180 млн тонн нефти в год, примерно столько же импортирует. Крупнейшим поставщиком является Саудовская Аравия. Она продает в Китай порядка 25 млн тонн. Но с завершением строительства отвода от ВСТО Россия сможет потеснить Саудовскую Аравию. А после модернизации и электрификации железнодорожной ветки, по которой сегодня осуществляются поставки нефти из нашей страны (9 млн тонн), мы можем даже обойти саудитов», -- прогнозирует эксперт.
Впрочем, до сих пор остается открытым вопрос относительно цены новой энергетической артерии. Дело в том, что стоимость строительства ВСТО начала расти еще до начала реализации проекта. Изначально «Транснефть», ведущая строительство трубопровода, заявляла, что затраты не превысят 6 млрд. долл. (около 190 млрд руб.). Однако уже к январю эта сумма увеличилась до 450 млрд. В апреле Игорь Сечин озвучил уже цифру 420 млрд, при том, что, по прогнозу Счетной палаты, расходы превысят 490 млрд руб. Впрочем, для Пекина затраты на проект, как видно, не имеют особого значения. Это стало ясно еще на стадии переговоров. Тогда российская сторона указывала, в частности, на падение цен на нефть, что делало строительство дополнительных веток слишком затратным или вовсе нерентабельным. Но вопрос был решен, когда Пекин решил предоставить «Роснефти» и «Транснефти» кредиты на общую сумму порядка 25 млрд долларов.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ