|
|
N°83, 14 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Байконур устал
Монтажный комплекс космодрома мог рухнуть от старости
Правительственная комиссия во главе с министром промышленности, науки и технологий Ильей Клебановым вчера прибыла на космодром Байконур для расследования ЧП на одном из монтажно-испытательных комплексов, где в воскресенье обрушилась кровля. По предварительным данным МЧС, все восемь рабочих, находившихся в момент аварии в комплексе, погибли, хотя ко вчерашнему вечеру из-под многометровых завалов спасателям удалось извлечь тела только шести из них. Как вчера заявили представители «Росавиакосмоса», в целом ЧП не повлияет на работу всего космодрома и «однозначно не отразится» на выполнении российских космических программ. Как выяснилось, злополучный монтажно-испытательный комплекс (МИК), представляющий собой огромный ангар длиной 800 метров и высотой 80 метров, давно находился на консервации. В нем хранились корпус космического корабля многоразового использования «Буран» и части ракетоносителя «Энергия», которые не использовались уже десять лет.
По информации «Росавиакосмоса», авария произошла около 11.20 утра, когда на крыше МИКа, расположенного на 112-й площадке, работала бригада ремонтников из восьми человек. Рабочие -- семеро граждан Казахстана и один белорус -- должны были отремонтировать и заделать протечки в кровле ангара, состоящей из пяти железобетонных пролетов, каждый длиной более 150 метров. Что спровоцировало аварию -- действия ремонтников или что-то еще, -- пока достоверно неизвестно, но точно установлено, что сначала разрушился один из пролетов и по цепочке утащил за собой еще два. Аварийные службы космодрома сразу приступили к разбору завалов, но работы шли с большим трудом. Ангар оказался завален многометровым слоем искореженного металла и бетона, к тому же сверху периодически продолжали падать огромные куски кровли.
Вчера же на всю первую половину дня спасательные работы вообще пришлось остановить из-за налетевшего шквалистого ветра. Впрочем, спасатели сразу заявили, что шансов выжить при падении с 80-метровой высоты у рабочих быть не могло.
К вечеру понедельника сотрудникам МЧС удалось расчистить часть ангара и найти тела шести погибших. Кроме того, они почти полностью освободили из-под завалов корпус «Бурана», который, как оказалось, почти не пострадал. Уже в ближайшие дни его планируется перевезти в другой ангар. Также, согласно данным предварительного осмотра, не очень пострадали и части «Энергии», включая три ее топливных бака (каждый емкостью более 150 тонн). В целом же после завершения аварийных работ, как уже решено, МИК будет демонтирован.
Относительно причин ЧП представители «Росавиакосмоса» вчера высказывались очень осторожно, оставив право делать окончательные выводы экспертам, сопровождающим г-на Клебанова. Пока они выдвигали лишь предположения. По одному из них, аварию могла спровоцировать разгерметизация одного из топливных баков «Энергии» (в случае, например, если из-за ремонтных работ с кровли на него что-то упало). Разгерметизация и вызвала «раскачивание» стен МИКа. Однако к вечеру специалисты эту версию отвергли. По другим предположениям, более вероятным, кровля могла не выдержать «ветровой нагрузки» или просто настолько обветшала, что упала под весом рабочих. Возведен этот ангар был еще в 60-е годы военными строителями, и специалисты не исключают, что главной причиной обрушения стал солидный возраст постройки вкупе с возможными нарушениями технологии при ее возведении. Глава «Росавиакосмоса» Юрий Коптев, также вылетевший на космодром, вчера дал распоряжение в ближайшее время проверить на надежность все монтажно-испытательные комплексы и прочие объекты на Байконуре.
Александр РАСКИН