Время новостей
     N°79, 08 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2009
Разумный вариант
Porsche и Volkswagen договорились о слиянии
Вслед за громким заявлением FIAT о намерении создать совместно с General Motors и Chrysler суперконцерн в Европе, о готовящемся слиянии сообщили немецкий производитель дорогих спортивных автомобилей и внедорожников Posche и крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen. Такое принципиальное решение было принято после встречи акционеров Porsche и руководителей двух компаний, говорится в сообщении обеих компаний. В результате немецкая конюшня, владеющая 51% акций Volkswagen, отказалась от увеличения своего пакета в VW до 75%, предложив компромиссный вариант -- «интегрированную группу», выпускающую автомашины под десятью различными торговыми марками. В Германии эти планы назвали «разумными», что выглядело несколько скромнее пылких оценок итальянцев, охарактеризовавших возможное объединение FIAT и Opel (входит в GM) «союзом, освященным на небесах». «Это не свадьба, освященная небесами, а соображения разума, -- заявил глава Porsche Венделин Видекинг, выступая вчера в Штутгарте перед рабочими своего автоконцерна. -- Мы по-прежнему хотим сформировать лучший в мире автомобильный концерн».

Пока конкретных деталей сделки не сообщается. Они должны быть выработаны в течение ближайшего месяца при участии представителей семей Порше и Пьех, которым принадлежит 100% акций Porsche, представителей профсоюзов обоих концернов, а также германской земли Нижняя Саксония, владеющей 20% акций Volkswagen. Известно лишь, что в новом автоконцерне Porsche по-прежнему сохранит независимость в вопросах ведения своего бизнеса. «Будет обеспечена независимость всех брендов, а также Porsche в целом», -- отмечается в пресс-релизе компании. Впрочем, по данным одного из источников «Времени новостей», знакомых с ситуацией, главной темой обсуждения в ближайшее время станет вопрос о том, кто получит большее влияние в правлении новой компании -- представители VW или Porsche.

Porsche наращивал свою долю в VW последние 3,5 года. В январе Porsche с помощью опционов собрал 51% акций VW, но говорил, что в планах компании -- увеличение пакета до 75%, после чего концерн получил бы доступ к резервам денежных средств Volkswagen и контроль над ними. Реализовать идею не позволил разразившийся мировой финансовый кризис. Потратив на скупку акции VW порядка 23 млрд долл., компания заработала головную боль в виде долга в размере 9 млрд долл. и большие проблемы с его погашением, а увеличение доли стало для немецкой конюшни несбывшейся мечтой.

Впрочем, уже имевшаяся доля в VW принесла Porsche солидный доход. Так, в первом финполугодии, завершившемся 31 января 2009 года, Porsche увеличил чистую прибыль более чем в четыре раза, до 5,55 млрд евро по сравнению с 1,26 млрд евро годом ранее. И прирост был связан в первую очередь с доходами от инвестиций в Volkswagen.

По данным источников газеты Financial Times, перед созданием новой холдинговой компании Porsche, акции которого торгуются на бирже, увеличит свой капитал на сумму до 4,5 млрд фунтов. Объединенная компания, по их словам, также может попытаться привлечь сторонних инвесторов.

Впрочем, в создании нового альянса главным будут все-таки не финансы, а кадровый вопрос. Еще в середине прошлого года процесс увеличения доли Porsсhe в VW сталкивался с многочисленными проблемами, прежде всего из-за неясности с ролью в единой компании федеральной земли Нижняя Саксония, которая является вторым акционером Volkswagen. Также камнем преткновения в создании Porsche--Volkswagen являлся и длящийся многие месяцы спор между топ-менеджерами обоих предприятий о предстоящем разделе постов.

Пока о кадровых изменениях в компаниях ничего не известно, но то, что они, несомненно, будут, сегодня отрицать никто не возьмется. Основной вопрос сегодня -- чья чаша весов перевесит?

Крупнейший американский автопропоизводитель General Motors хочет получить не менее 30% FIAT в обмен на продажу итальянской компании своих подразделений в Европе и Латинской Америке, сообщила газета New York Times. В то же время, глава FIAT Серджио Маркьонне выразил готовность передать GM не более 10% акций FIAT. Как известно, итальянский концерн стремится занять одну из доминирующих позиций на мировом автомобильном рынке за счет приобретения 20% акций Chrysler и подразделений GM, в первую очередь германского Opel. Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на главного финансового директора GM Рэя Янга, концерну в мае потребуется дополнительная помощь правительства в размере 2,6 млрд долл. GM уже получил от государства 15,4 млрд долл., но на финансовое состояние компании эти средства не повлияли. Так, по итогам первого квартала 2009 года GM зафиксировал чистый убыток в размере 5,9 млрд долл. по сравнению с 3,3 млрд долл. за аналогичный период 2008 года. ИНТЕРФАКС

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром