Время новостей
     N°79, 08 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2009
Революция по плану
ФИА вновь готовит новый облик Королевских гонок
Международная автомобильная федерация (ФИА) вновь готовится значительно перетрясти правила проведения гонок в классе «Формула-1». Едва все успели освоиться с поправками к регламенту этого года, как надо приступать к изучению новшеств следующего. А сюрпризов в предложенном варианте не меньше, а может, даже и больше, чем в регламенте этого года, изменившего «Формулу-1» почти до неузнаваемости.

В спортивной части регламента наиболее интригующей выглядит отмена дозаправок по ходу гонки. Все эти тактические хитрости с количеством топлива на борту, которыми пользовались команды с 1994 года, уйдут в прошлое. Пит-стопы для смены резины все-таки останутся, но у гонщиков будет намного меньше возможностей коренным образом повлиять на результат гонки остановками в боксах. Борьба вернется на трассу, да и квалификации снова станут соревнованиями в чистой скорости машин с пустыми баками, а не сражением инженеров за правильное распределение топлива по дистанции. Правда, эффект, который надеются получить в ФИА от экономии горючего, кажется, будет меньше ожидаемого. На подготовку новых топливных систем команды потратят намного больше сэкономленного.

Да и остальные решения, которые в федерации обосновывают дальнейшим снижением затрат, не выглядят бесспорными. Даже мелочи вроде запрета термочехлов, прогревающих запасные покрышки, и увеличения минимально допустимого веса автомобилей на 15 кг. Известно, что холодная резина имеет худшие сцепные свойства, что может привести к аварии даже на невысокой скорости. Потяжелеть же болидам пришлось из-за упорного желания президента ФИА Макса Мосли довести до конца внедрение системы рекуперации энергии (KERS). Кстати, от этой любимой игрушки президента пока одни проблемы. Ни ощутимой экономии топлива, ни обещанной прибавки мощности двигателя она пока не дает, а на ее разработку уже ушли немалые средства. Шеф команды «Рено» Флавио Бриаторе даже потребовал от ФИА запрета этого устройства, но вряд ли федерация изменит свое решение.

Но самые жаркие споры вызвала, казалось бы, наиболее здравая часть будущих реформ. Со следующего сезона, по предложенному ФИА плану, команды могут добровольно согласиться ограничить свои затраты суммой, равной 40 млн фунтов на сезон. Это позволило бы удержаться на плаву тем из них, кто не имеет поддержки автоконцернов или крупных спонсоров. Тем более что даже заводские команды не могут гарантировать дальнейшего участия в «Формуле-1».

Это сумма, которую можно потратить на модернизацию шасси, тесты, разработку новых систем. Из нее исключаются маркетинговые и представительские расходы, зарплаты гонщиков и финансирование программ подготовки молодых пилотов, оплата штрафов, наложенных судьями на команды и гонщиков, налоговые отчисления, стоимость моторов. Бюджетным конюшням, принявшим это ограничение, будет предоставлена определенная свобода в техническом регламенте. Например, они смогут использовать двигатели без ограничения числа оборотов, задние крылья с регулируемым углом атаки и даже привод на все четыре колеса. К тому же им будет предоставлено право на проведение неограниченного количества тестов в межсезонье и испытания своих машин в аэродинамической трубе без ограничений.

При этом, как всегда, когда вводятся ограничения или, наоборот, льготы, находится масса обиженных и недовольных, в ультимативной форме требующих сохранения устоев. И ладно бы речь шла о каких-то заштатных командах (хотя в наши дни в «Формуле-1» на счету каждый участник, все-таки ценность «Форса Индия» и «Феррари» несоизмерима), но в том-то и дело, что в последнее время среди недовольных все чаще оказываются гранды Королевских гонок.

Как раз пункт, снимающий все технические ограничения с малоимущих, и вызвал наибольшее неудовольствие у президента «Феррари». В своем письме, направленном президенту ФИА, сеньор ди Монтедземоло заявил, что новые правила фактически разделят чемпионат на два класса, в которых будут участвовать машины с разными характеристиками. Это скажется на авторитете «Формулы-1», так как болельщикам будет трудно понять происходящее. Кроме того, в «Феррари» сомневаются в возможности строгого контроля за соблюдением затрат. «Новые правила нуждаются в тщательном анализе. Я всегда выступал против ограничения бюджета. Прежде всего потому, что этот процесс трудно контролировать. А любые подозрения только нанесут ущерб имиджу «Формулы-1», -- говорится в послании. В этом случае «Феррари» собирается оспаривать законность решений ФИА в суде. Не обошлось и без намека на возможный выход итальянской команды из чемпионата.

Впрочем, это мало напугало главу федерации. Подобного рода угрозы уже не раз появлялись в разные годы по разным поводам, но «Формула» продолжает успешно существовать. Потерять «Феррари» или потерять всю «Формулу-1» -- из двух зол Макс Мосли выбрал меньшее. Да и вряд ли легендарная команда доведет дело до разрыва. В этот спор уже пришлось вмешаться и владельцу коммерческих прав на чемпионат Берни Экклстоуну, который предложил компромиссный вариант с увеличением потолка бюджета.

Но кроме борьбы за спасение уже существующих команд ФИА активно занимается привлечением новых участников. Несмотря на кризис, из желающих попробовать свои силы в «Формуле-1»уже в следующем сезоне выстроилась небольшая очередь. Так что федерации пришлось увеличить количество участвующих в гонках машин до 26 вместо нынешних 22. Да и тех не набиралось: место обанкротившейся в прошлом году «Супер Агури» так и осталось свободным. Трое счастливых обладателей путевки в высший автоспортивный свет будут названы уже в июне.

Дмитрий СИТНИК