Время новостей
     N°79, 08 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2009
Двадцать и двенадцать
Юбилейный «Кинотавр» объявил свою программу
Главная новость, объявил на традиционной пресс-конференции Александр Роднянский, заключается в том, что фестиваль состоится. Несмотря на кризис, на то, что со спонсорами, кроме «Мартини», пока нет твердой договоренности, что поддержка государства и Краснодарского края сократилась на 50%, двадцатый юбилейный «Кинотавр», как обычно, пройдет в Сочи с 7 по 14 июня. В привычном виде, со всеми программами кроме питчинга, поскольку проводить конкурс проектов при полной неопределенности в отрасли как-то не правильно.

Директор программ Ситора Алиева объявила участников конкурса -- в нем двенадцать фильмов (как в старом анекдоте -- «меньше не имело смысла»), выбранных из 62 просмотренных картин. Очевидный перевес на стороне так называемого нового кино. Так получилось, что в этом году старшее поколение предпочло Московский фестиваль, где покажут новые картины Александра Прошкина, Карена Шахназарова и скорее всего Павла Лунгина -- его «Царем», возможно, и откроется ММКФ.

Для фестиваля сочинского главным уже несколько лет оказывается кино нового поколения, что, возможно, и отпугивает мэтров. Ну в самом деле... В прошлом году главный приз получил фильм «Шультес» никому не известного молодого режиссера Бакура Бакурадзе, за год до этого -- «Простые вещи» Алексея Попогребского, а в 2006-м -- «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, хотя в конкурсе были картины известных мастеров.

После того как в 2005 году «Кинотавр» поменял владельцев и стал ориентироваться на профессионализм и деловитость, как-то само собой в его конкурсе появился отчетливый перевес фильмов особого рода.

В сущности, сегодня в России есть кино трех видов. Во-первых, это картины, претендующие на широкий прокат (либо относительно многобюджетные, снятые при поддержке телеканалов, либо откровенно жанровые). Во-вторых, картины наших уважаемых классиков, то есть режиссеров, сделавших себе имя еще в СССР и теперь стремящихся создавать важные по содержанию, монументальные по форме произведения. И, в-третьих, фильмы, сделанные новыми кинематографистами, сравнительно дешевые, современные истории про нынешнюю жизнь -- кстати, самая конкурентоспособная и на международном фестивальном поле продукция. Есть еще и четвертая категория, куда входит множество фильмов, неизвестно зачем снятых на государственные или частные деньги, судьба которых -- показ по ТВ без предварительной рекламы. Но не о них речь.

Фильмы первой категории на «Кинотавр» попадают, но их показывают на площади для зрителей и вне конкурса. Они, как правило, имеют серьезные рекламные бюджеты и не нуждаются в фестивальном внимании для раскрутки. С другой стороны, и фестиваль в них не очень нуждается, поскольку ни нового языка, ни новых героев они обычно не предлагают. Зато для них открыты двери кинорынка, который и в этом году пройдет в тесном контакте с «Кинотавром». Генеральный продюсер фестиваля Игорь Толстунов обещал, что почти каждый вечер во время фестиваля будет проходить презентация самых амбициозных проектов будущего сезона.

С фильмами классиков история сложнее -- от них главный национальный фестиваль, каким себя позиционирует «Кинотавр», отказываться не может, так как в его задачу входит как раз презентация всего модельного ряда. Но сами авторы не рвутся на конкурс -- им не к лицу и не по летам, они требуют индивидуального подхода и неполучение приза склонны рассматривать как катастрофу и личное оскорбление. Поэтому они скорее решатся на показ вне конкурса, на открытии или закрытии, на статус спецсобытия...

Так что фестивалю остается выбирать -- либо молодые амбициозные художники, либо среднее ремесленное кино. К тому же прокат наш устроен так, что рассчитывать на большие дивиденды от фестивального внимания критики и публики не приходится -- жизнь фильма у нас коротка, две недели в ограниченном прокате, и жди «Закрытого показа»... В общем, в нездорово устроенном кинематографе и фестиваль все проблемы испытывает на своем горбу.

Тем не менее в этом году конкурс «Кинотавра» если и не гремит медными трубами, то вполне ярко представляет потенциал российского кино. Увы, авторские дебюты у нас нынче не особо популярны; после удачного короткого метра, а то и вовсе по каким-то сторонним соображениям отобранных начинающих режиссеров охотно ставят к сериальному или жанровому конвейеру. Так что в этом году дебютов всего два. Первый -- «Волчок» Василия Сигарева, поэтический триллер про маленькую девочку и ее непутевую мамашу. Сигарев -- новичок только в кино, в театральном мире он давно известен, с него, по существу, началась так называемая «новая драма», постановкой его «Пластилина» прославился Кирилл Серебренников, его наградили премией за лучшую драматургию в Лондоне, его ставят в разных странах... «Волчка» хотели и ставить в театре, и снимать в кино многие, но Сигарев решил сделать это сам. Второй дебют -- «Непрощенные» двадцатипятилетнего Клима Шипенко -- криминальная драма с нелинейным сюжетом по сценарию самого режиссера, презентация которой прошла на «Кинотавре» в прошлом году.

В конкурсе и новый фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь» (его показали в одной из программ Берлинского фестиваля). И «Сумасшедшая помощь, и «Волчок», и вторая полнометражная картина Николая Хомерики «Сказка про темноту» (ее включили в «Особый взгляд» в Канне) -- производство небольшой компании «Коктебель» Романа Борисевича.

Получивший на «Кинотавре» приз за дебют -- за фильм «Кремень» -- Алексей Мизгирев на этот раз представит провинциальную историю любви и нелюбви «Бубен, барабан», где в главной роли после большого перерыва снялась «маленькая Вера» -- Наталья Негода. Это один из двух фильмов компании «Централ Партнершип», представленных в конкурсе. Второй -- «Миннесота» Андрея Прошкина по сценарию Александра Миндадзе -- рассказывает о братьях-хоккеистах, которых сыграли Сергей Горобченко и Антон Пампушный.

Свои вторые фильмы покажут отмеченные уже «Кинотавром» Иван Вырыпаев (экранизация собственного спектакля «Кислород», превращенного в своего рода рэп-клип) и Игорь Волошин -- он снял фильм по автобиографическому сценарию с простым названием «Я».

Лауреат ММКФ Вера Сторожева покажет фильм «Скоро весна» -- это ее четвертая работа, и опять с Ксенией Кутеповой в главной роли -- монахини, встречающейся со своей уже, казалось бы, навсегда оставшейся в прошлом жизнью. В фильме снялся также Сергей Пускепалис, собравший множество призов, в том числе и на «Кинотавре» -- за картину «Простые вещи».

Ларису Садилову, Ивана Дыховичного и Сергея Снежкина на этом фоне можно считать ветеранами. Однако если судить не по статусу, а по намерениям и способам их воплощения, то их смело можно причислять к молодежи. Фильм Дыховичного «Европа--Азия» снят по пьесе братьев Пресняковых, открытых «Новой драмой» и с тех пор считающихся радикалами и новаторами. Снежкин экранизировал знаменитую повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в ролях бабушки и дедушки Светлана Крючкова и Алексей Петренко. Садилова сама написала сценарий фильма «Сынок», где главную и очень непростую роль не сына, а отца играет Виктор Сухоруков, выступивший в неожиданном для себя амплуа психологического импрессионизма.

Жюри, которому предстоит выбрать лучшее, выглядит тоже довольно бодро. Под руководством Сергея Сельянова (у которого выдался странный год -- ни одного фильма СТВ в конкурсе) судьбу призов будут определять актеры Сергей Маковецкий и Дарья Мороз, режиссеры и сценаристы Сергей Бодров и Авдотья Смирнова, критик Лариса Малюкова, оператор Михаил Агранович.

Помимо конкурса основного будут еще и короткий метр, «Летняя эйфория», «Кино на площади», старые, но верные комедии «Мосфильма», фильмы русских эмигрантов. Как и в прошлом году не будет документального кино.

Откроется фестиваль символично -- фильмом «Короткое замыкание», состоящим из пяти новелл о любви, снятых теми молодыми режиссерами, чей кинематограф сегодня стал основным в Сочи, -- Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Алексеем Германом-младшим, Кириллом Серебренниковым, Борисом Хлебниковым. Что же до кино прошлых лет, то юбилейный «Кинотавр» наградит своих отцов-основателей -- почетный приз за вклад в российскую киноиндустрию получат Марк Рудинштейн и Олег Янковский.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино