В то время как продажи ПК в мировом масштабе достигли дна и начали потихоньку восстанавливаться, российская компьютерная розница демонстрирует уверенное падение. Первый квартал 2009 года показал, что потребительский спрос на компьютерную технику рухнул почти на треть.
Отчасти в этом виноват «сдувшийся» рынок потребительского кредитования. Закрытие банковских точек в магазинах сократило объем розничных продаж на 20--25%, говорит генеральный менеджер сети «Позитроника» Вадим Яроцкий.
Но не стоит пугаться таких цифр, считают ритейлеры, могло быть хуже. В сравнении с декабрем 2008 года в первом квартале этого года спрос упал на 12%, говорит г-н Яроцкий. В магазинах бытовой техники "Эльдорадо" в первом квартале 2009 года по сравнению с прошлогодним декабрем падение спроса составило 50%, говорит руководитель компьютерного направления Дмитрий Провкин. Зато в сравнении с первым кварталом прошлого года спрос снизился "всего" на 30%. "Это ожидаемая цифра, так как ровно на столько же подорожали ПК в связи с ростом курса доллара", -- утверждает г-н Провкин. Пострадала и выручка. В сравнении с 2008 годом она стала меньше на 35--40%, подсчитали в группе компаний «Формоза».
Изменились и предпочтения покупателей. Так, в «Эльдорадо» наибольшим интересом пользуются десктопы и дешевые ноутбуки. Пик спроса на нетбуки (недорогие малогабаритные ноутбуки с ограниченной функциональностью), пришедшийся на конец 2008 года, спустя пару месяцев сменился уверенным спадом. Причин две -- повышение цен из-за роста курса доллара и потеря привлекательности нетбуков в глазах покупателей по сравнению с ноутбуками, считают ритейлеры. Однако российский тренд не совпал с общемировым: по данным аналитической компании IDC, мировые продажи нетбуков в первом квартале текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года выросли в семь раз -- до 4,5 млн устройств, что соответствует примерно 8% от общего количества проданных в первом квартале ПК.
В мировую тенденцию вписалась лишь сеть «Белый Ветер Цифровой». Вопреки опыту конкурентов здесь спрос на нетбуки, как и ноутбуки, растет. При оптимистичном прогнозе развития экономической ситуации нетбуки займут не более 20% рынка ноутбуков до конца года, говорит руководитель направления «ноутбуки» компании «Белый Ветер Цифровой» Андрей Терляков. При пессимистическом прогнозе эта доля может вырасти и до 30% от продаж ноутбуков. Сегмент десктопов до конца 2009 года упадет на 25%, прогнозирует Андрей Терляков. А исполнительный вице-президент группы компаний «Формоза» Абулферз Абачев отмечает, что снижение продаж десктопов в магазинах компании в первом квартале 2009 года уменьшилось на 25--30%, а ноутбуков -- на 30--35%.
Однако больше всего покупатели в последнее время экономят на компьютерной периферии. Спрос на нее снизился на 40--45%, подсчитали в «Позитронике».
Продажи компьютеров в России в первые три месяца 2009 года снизилась более чем на 30% по отношению к первому кварталу 2008 года, говорит аналитик IT Research Василий Мочар. Пока же рынок IT-розницы находится в ожидании. И это состояние может продлиться до конца второго квартала. В лучшем случае продажи сохранятся на уровне первого квартала, в худшем -- снизятся еще на 15--20%, прогнозирует исполнительный вице-президент группы компаний «Формоза» Абулферз Абачев. Оживление рынка возможно не раньше третьего квартала, заявляют ритейлеры.
Полагать, что мы прошли дно, еще рано, уверен Василий Мочар. Чувствуется влияние сезонного фактора: наступил второй квартал, который традиционно сопровождается падением спроса. Как будет себя вести рынок дальше, г-н Мочар предсказать не берется.
Если очень повезет, восстановление рынка начнется ближе к лету. Темпы будут зависеть от стоимости нефти, говорит Василий Мочар. Однако есть и другой рецепт, результативность которого мало зависит от цены ископаемых углеводородов. Стимулом к увеличению продаж стало бы более глубокое проникновение в регионы Интернета и онлайн-услуг, полагают ритейлеры.
Падение продаж и непредсказуемость рынка меняют и условия работы с поставщиками компьютерной техники. Ритейлеры стремятся заключить договор о поставке техники напрямую с производителем, минуя дистрибьюторов, -- такова важная тенденция первого квартала.
Другая тенденция -- поставщики не запасают продукцию впрок и работают исключительно под заказ продавцов. Влияние этого тренда ощущает, например, «Формоза».
Случилось и то, о чем так долго предупреждали ритейлеры, -- они сосредоточились на немногих ключевых поставщиках, следствием чего стало резкое сокращение в ассортименте уникальных товаров и дорогих новинок или даже полный отказ от них. Это повышает оборачиваемость товара на складах, что само по себе служит отличной антикризисной мерой, замечает Андрей Терляков из сети «Белый Ветер Цифровой».
Подготовлено совместно с iToday.ru