Время новостей
     N°79, 08 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2009
Командующий в "тигровой" шкуре
На параде Победы в Санкт-Петербурге впервые испытают новый парадный кабриолет
9 мая в параде в честь 64-й годовщины Победы на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге впервые командующий войсками Ленинградского военного округа будет объезжать войска не на традиционных ЗИЛ-41044 и ГАЗ-14-05 «Чайка» цвета «шинель», как прежде, а на специальных автомобилях «Тигр». Сейчас эти авто выкрашены в черный цвет, но специалисты обещали к параду несколько «оживить» их раскраску. Событие это, безусловно, знаковое. Недалек тот день, когда такие же или улучшенные «Тигры» пройдут и на главном параде по Красной площади.

Решение о создании нового высоконадежного парадного автомобиля, соответствующего новому облику российской армии, было принято еще в 2007 году. Тогда же специалисты Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ), 21-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны, Военно-промышленной компании и группы ГАЗ разработали технические требования к новому автомобилю, получившему официальное наименование ГАЗ-СП46 «Тигр».

Все это было крайне необходимо, поскольку использующиеся при проведении парадов в Москве и других городах России автомобили ЗИЛ-41044 и ГАЗ-14-05 в результате почти тридцатилетней эксплуатации выработали свой ресурс и имели серьезные дефекты. Вплоть до таких, как «вредное касание рулевого управления о глушитель» и «расслоение стекол».

Устранить их можно лишь на заводе-изготовителе, да и то с последующим ресурсом работы не более двух-трех лет. При этом следует учесть, что все парадные образцы выпущены в единичных экземплярах и, по сути, имеют собственные конструкции. Запасные части и агрегаты от серийных ЗИЛ-4104 и ГАЗ-14 к ним не подходят, а самое главное, не выпускаются, просто-напросто отсутствуют.

Наконец, что очень существенно, во всем мире военные парады принято принимать на серийных машинах, используемых силовыми структурами государства. В силу этого и было принято решение создать машину для парадного расчета на базе уже хорошо зарекомендовавшего себя специального автомобиля «Тигр», который начал массово поступать в МВД России и другие силовые ведомства именно в 2007 году. Отвечающий самым взыскательным требованиям, этот внедорожник имеет характерный брутальный внешний вид. К тому же, как утверждают "дизайнеры в погонах", «Тигр» более других соответствует обновленному имиджу Российской армии.

На разработку, постройку, проведение всего цикла испытаний и поставку заказчику партии парадных «Тигров» было отведено всего семь месяцев. Исполнители со своей задачей справились. 28 февраля 2008 года Военно-промышленная компания была готова передать приемочной комиссии Министерства обороны России три машины для парадного расчета. Заказчику тогда предоставили новые автомобили -- с полноценным ресурсом, последующим гарантийным обслуживанием в течение десяти лет и техническим обслуживанием в течение 20 лет.

В отличие от ЗИЛ-41044 и ГАЗ-14-05, имевших практически собственную оригинальную конструкцию, парадные «Тигры» используют серийные агрегаты и узлы. Это значительно удешевило их разработку и производство. И собирались «Тигры» на основе шасси серийных машин. Изменения коснулись только дизайна кузова и отделки салона.

В парадном «Тигре» использован двухдверный кузов типа «кабриолет». У него эргономически удобный и облегченный вход-выход, что немаловажно для принимающего парад военачальника. Отделка интерьера выполнена на уровне современных автомобилей VIP-класса с использованием натуральных материалов. Принимающий парад в автомобиле, как известно, стоит. Для удобства командующего парадом в салоне есть ручка-поручень с регулировкой по высоте. Поскольку в конструкции парадного «Тигра» использовано шасси серийного автомобиля, автоматическая система регулирования давления в шинах осталась.

Во вместительном багажнике в кормовой части автомобиля -- запасное колесо и аппаратура спецсвязи типа «Репетиция». Кстати, на ЗИЛ-41044 запасного колеса нет, на парады его привозят на отдельном автомобиле. На парадном «Тигре» установлена автоматическая коробка передач -- отсюда плавность хода, существенная при проведении торжественных мероприятий. Снаряженная масса автомобиля снизилась с 7200 до 4750 кг. Тем не менее поначалу эти машины представители Минобороны не приняли. Естественно, об их участии на параде Победы 9 мая 2008 года речи не шло.

В ноябре 2008 года на показе техники, выпускаемой и поставляемой Военно-промышленной компанией, образец парадного «Тигра» был представлен министру обороны России Анатолию Сердюкову. Он внимательно осмотрел эту машину, тут же высказав несколько нелицеприятных слов по поводу забюрокраченного подхода к их принятию у поставщика. Г-н Сердюков распорядился немедленно принять все три автомобиля на баланс Министерства обороны.

Позднее министр обороны принял решение передать парадные «Тигры» в Ленинградский военный округ для участия в парадном расчете при проведении парада Победы 9 мая 2009 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. 26 февраля 2009 года машины были переданы и сейчас активно участвуют в репетициях парада на Дворцовой площади. По отзывам всех должностных лиц руководства ЛенВО и непосредственно командующего войсками округа генерал-лейтенанта Николая Богдановского, парадные «Тигры» во всем соответствуют уровню парада Победы во второй столице России. Решение о замене старых «Чаек» «Тиграми» устроители парада полностью поддерживают.

Основные технические характеристики парадного автомобиля ГАЗ-46 СП «Тигр»: колесная формула -- 4х4, вместимость -- три человека, максимальная скорость -- 125 км/ч., габаритная ширина -- 2450 мм, габаритная длина -- 5155 мм, максимальная высота -- 2125 мм, снаряженная масса машины -- 4750 кг, грузоподъемность -- 1500 кг.

Николай ПОРОСКОВ