|
|
N°78, 07 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Средний ценник по палате
Минздравсоцразвития предложило механизм контроля стоимости важнейших лекарств
Цены на лекарства, как товар социально значимый, в нынешней нестабильной экономической ситуации никак не могут зависеть только от конъюнктуры рынка. Такова официальная позиция российского государства, планомерно выстраивающего систему ограничителей скорости смены аптечных ценников. Вчера Министерство здравоохранения и социального развития опубликовало на своем сайте проект постановления правительства, определяющего систему государственного регулирования стоимости жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Если премьер-министр Владимир Путин утвердит этот документ, то Минздравсоцразвития готово до конца этого года разработать методические указания по расчету предельных отпускных цен на все основные и широко применяемые медицинские препараты, доступные в аптеках, и согласовать их с другими заинтересованными ведомствами, в первую очередь с Министерством промышленности и торговли и Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Эксперты полагают, что если постановление начнет работать в нынешнем виде, Минздравсоцразвития окажется мощным информационным центром, куда будут стекаться финансовые данные от таможенников, оптовиков и из розничного звена.
Заявить предельные отпускные цены производители лекарств могут и сейчас, но это обязательство для них «факультативно». Да и проверить соблюдение потолка цен фактически невозможно -- такими полномочиями не наделен ни один государственный контролирующий орган. Поэтому, как сообщили «Времени новостей» в Минздравсоцразвития, за последний год ведомством были «зарегистрированы» цены всего на несколько десятков препаратов. Причем, как показывает практика, задекларированные значения, особенно в случае с импортными препаратами, часто оказываются заниженными, что позволяет фармбизнесу «экономить», например при уплате таможенных пошлин. Реально же ввозимые препараты могут реализовываться в России по совершенно иным расценкам.
Именно поэтому проект нового правительственного постановления среди прочего предписывает Федеральной таможенной службе (ФТС) ежеквартально представлять в Минздравсоцразвития и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») информацию о ценах и объемах ввозимых на территорию страны жизненно необходимых лекарств. Ежеквартально же должны отсылать в Федеральную службу по тарифам и «Росздравнадзор» информацию об установленных региональных оптовых и розничных надбавках и органы исполнительной власти субъектов федерации.
Вообще Минздравсоцразвития предлагает фиксировать предельные отпускные цены производителя на важнейшие лекарства еще на этапе регистрации препарата в «Росздравнадзоре», то есть до выхода его на рынок. Отечественным производителям предложено усмирять свои аппетиты, руководствуясь при назначении цены средним уровнем ценников на аналогичные препараты на российском рынке. Иностранным фармкомпаниям чиновники советуют ориентироваться на референтные цены на их продукцию на зарубежных рынках.
Понятно, что в условиях усиливающегося административного контроля за ценовой политикой производителей и поставщиков и с учетом того, что именно эта инициатива главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой имеет шанс получить полную поддержку премьера, основная лоббистская борьба развернется в процессе составления перечня препаратов, которые государство сочтет жизненно важными. Ведь попадание лекарства в список на новых условиях хотя и грозит производителям ужесточением правил игры, но в то же время дает и некоторые преференции при проведении государственных закупок, ориентированных в значительной степени на этот список.
В министерстве утверждают, что процесс этот будет гласным и многоэтапным, подразумевающим широкое обсуждение.
«Для упорядочения работы над перечнем ЖНВЛС планируется трехэтапное проведение экспертизы перед включением препарата, -- заверила корреспондента «Времени новостей» директор департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития Диана Михайлова. По ее словам, первый этап -- это первичная экспертиза, в ходе которой будут изучаться документы по эффективности, безопасности лекарства, результатам клинических исследований, сравнению с другими препаратами, относящимися к той же фармакотерапевтической группе и уже включенными в перечень. На втором этапе планируется получать «рецензию» по каждому конкретному препарату от профильного главного специалиста Минздравсоцразвития -- тем самым чиновники дают возможность высказать свое мнение светилам отечественной медицинской науки. Правда, последнее слово останется все же не за академиками. На третьем этапе предполагается обсуждение «кандидата» специальной комиссией, в состав которой будет включено до 15 чиновников самого Минздравсоцразвития, российского представительства Всемирной организации здравоохранения и Минпромторга.
«Этот документ в его нынешнем виде лично мне говорит о том, что государство действительно хочет сделать фармацевтический рынок более прозрачным и более жестко организованным, но палку перегибать при этом не намерено», -- так прокомментировал «Времени новостей» проект постановления правительства, опубликованный на сайте Минздравсоцразвития, генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Александр Кузин. По его мнению, если процедура контроля цен и наценок станет единой для всей страны, разобраться в ситуации будет проще всем участникам рынка. Но если в момент регистрации предельных ценовых значений чиновники начнут «закручивать гайки» и принуждать производителей занижать стоимость лекарств, а торговое звено -- уменьшать наценки, власти могут получить симметричный ответ в другом секторе рынка. Г-н Кузин опасается, что в этом случае начнут непропорционально увеличиваться цены на медикаменты, не входящие в список ЖНВЛС. Ведь именно таким образом производители смогут компенсировать свои убытки, если навязываемые государством предельные цены на важнейшие лекарства покажутся им несправедливыми.
Галина ПАПЕРНАЯ