|
|
N°78, 07 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С пеной у рта
Костромские депутаты добиваются полного запрета телерекламы пива в масштабах страны
Судьбу запрещенных к рекламе на телевидении сигарет может разделить и пиво. Государственной думе предложено полностью запретить рекламу пива на телевидении и радио. Соответствующий законопроект в нижнюю палату парламента был внесен в минувший понедельник Костромской областной думой.
Поправки в закон «О рекламе», внесенные костромскими депутатами, предполагают полный запрет на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в теле- и радиопрограммах. С 2004 года реклама пива на телеканалах официально запрещена с семи часов утра до 22.00, а на радио -- с девяти утра до 24.00 часов местного времени, а в разрешенное время пиво запрещено рекламировать с использованием «человеческих образов». Как говорится в пояснительной записке к поправкам Костромской облдумы, действующая временная норма не защищает детей и подростков от отрицательного воздействия рекламы пива.
Региональные парламентарии отмечают, что возраст, в котором пиво пробуют впервые, упал за последние годы с 16 лет до 12--14, причем подростки предпочитают пить крепкие сорта пива и в больших количествах. Законодатели указывают также и на статистику, согласно которой количество подростков с диагнозом "алкоголизм" в возрастной группе 12--16 лет составил 5%, 17--25 лет -- 10%, причем под воздействием пивного культа многие из подростков впервые пробуют алкогольные напитки практически в детстве, в 8--9 лет.
Отдельно в законопроекте оговаривается шестимесячная отсрочка вступления поправок в силу. Отсрочка, по словам законодателей, вводится для того, чтобы телерадиокомпании смогли расторгнуть договоры на размещение пивной рекламы с рекламодателями.
Поправки костромичей стали, по сути, второй попыткой ЛДПР провести через Думу запрет рекламы пива. Законопроект, внесенный ранее лидером партии, вице-спикером Госдумы Владимиром Жириновским, не получил одобрения. В том законопроекте пиво приравнивалось к алкогольной продукции и все это вместе -- к продукции, запрещенной к обороту. По той же статье, по которой предлагалось запретить на телевидении рекламу алкоголя и как его подраздела пива, запрещена, к примеру, реклама наркотиков. В казуистике со ссылками на нормы права, регулирующего рекламный рынок, депутаты не разобрались, и закон был отклонен. Вторая попытка внести исправленный вариант закона была предпринята региональной костромской фракцией ЛДПР -- явно не без ведома руководства партии.
Несмотря на противодействие пивного лобби, уверяющего, что без рекламы потребитель не сможет выбрать качественный товар, проведение через Думу полного запрета рекламы пива вполне реально. По той же схеме в свое время был одобрен запрет на рекламу табака по телевидению и на уличных щитах. История же с разнообразными пивными запретами длится уже почти пять лет. Еще в 2005 году депутаты Госдумы инициировали принятие законопроекта, радикально ограничивающего продажу и потребление пива. Пиво запрещалось к распитию в общественных местах за исключением специально оборудованных баров, но тогдашний президент Владимир Путин неожиданно отклонил закон. Мотивировкой стал аргумент о нарушении норм Конституции, относящей введение ограничений прав человека к исключительной компетенции федеральных законодателей, но никак не местных.
Запрет распития пива в общественных местах предполагалось отнести к ведению местных властей. Тем не менее закон впоследствии был принят: сначала был введен запрет на распитие пива в публичных местах для несовершеннолетних, а через два года -- и для взрослых с одновременным увеличением штрафов за распитие пива на улице.
Ирина СКЛЯРОВА