|
|
N°78, 07 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кольца всевластия
К концу года ФСИН обещает снабдить некоторых заключенных электронными браслетами
Уже к концу этого года Федеральная служба исполнения наказаний может «подарить» некоторым категориям осужденных электронные браслеты -- граждан, приговор которым не предусматривает пребывание за решеткой, снабдят датчиками электронного слежения. С этим браслетом осужденные будут перемещаться, «хотя и не с чистой совестью, но на свободе». О технических новшествах в системе ФСИН вчера рассказал начальник управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, генерал-майор внутренней службы Федор Ручкин. По его словам, средства на разработку системы электронного мониторинга перемещений осужденных выделил Европейский союз в рамках программы ТАСИС («Техническое содействие странам СНГ»).
ЕС выделил России грант на 3 млн евро, из которых только 500 тыс. потратили непосредственно на закупку оборудования для «окольцовывания» осужденных -- первую партию приобрели в октябре 2008 года. Оставшиеся 2,5 млн, как сообщил г-н Ручкин, пошли на обучение специалистов в центре подготовки ФСИН в Воронеже. Воронежская область была избрана в качестве «пилотного» региона -- в начале февраля там в одной из колоний-поселений две сотни заключенных впервые примерили электронные браслеты франко-израильского производства, закупленные по программе ЕС. «В настоящее время используется 131 браслет. Устройства контролируются четырьмя уголовно-исполнительными инспекциями Воронежа», -- сообщил представитель ФСИН, подчеркнув, что «оценка применения этих средств контроля положительная, причем как со стороны системы исполнения наказаний, так и со стороны самих осужденных».
Как пояснил журналистам генерал-майор Ручкин, в дальнейшем средства слежения можно будет использовать как для контроля за заключенными в колониях, так и для конвоирования осужденных и для отслеживания местонахождения тех, кто пребывает под домашним арестом. Сейчас, судя по данным ФСИН, около 65% осужденных в России отбывают наказания, не связанные с пребыванием в «местах не столь отдаленных». Как предположил Федор Ручкин, многие из них могут быть «окольцованы» -- ведь браслеты практически невозможно снять или перепрограммировать, а попытка избавиться от «электронных кандалов» означает для осужденного перспективу стать заключенным. Во ФСИН полагают, что электронными браслетами могут снабдить 30--40% граждан, осужденных к такой мере наказания, как ограничение свободы.
Эта разновидность уголовных санкций упомянута в УК (пункт «з» ст. 44 кодекса), однако на практике пока не применяется. Но, как напомнил генерал-майор Ручкин, законопроект о порядке применения ограничения свободы уже прошел первое чтение в Госдуме. Если депутаты и сенаторы поддержат, а президент подпишет этот закон, то он может быть введен в действие уже с 1 января 2010 года, добавил представитель ФСИН. Скорее всего, так оно и будет, если учесть, что Дмитрий Медведев, выступая на февральском заседании президиума Госсовета, призвал к гуманизации пенитенциарной системы и приведению российского уголовно-исполнительного законодательства к международным стандартам.
«Весь мир сегодня старается меньше сажать за колючую проволоку», -- подчеркнул один из участников вчерашней пресс-конференции, замдиректора ФСИН генерал-лейтенант Владимир Семенюк. По прогнозам же Федора Ручкина, «в зависимости от судебной практики через три-четыре года число осужденных к ограничению свободы может достичь 130--140 тыс. человек». Заметим, что всего, по данным на конец прошлого года, в российских колониях и изоляторах содержалось 893 тыс. человек. Если же сфера применения альтернативных видов наказания будет расширена, то, как утверждают представители ФСИН, места лишения свободы может покинуть около трети осужденных -- порядка 280 тыс. человек.
Те, кому могут присудить ограничение свободы (в действующем УК этот вид наказания упомянут более чем в 60 статьях, включая причинение смерти по неосторожности), смогут вести обычный образ жизни и даже ходить на работу, утверждает г-н Ручкин. Но при этом, разумеется, свобода осужденного действительно будет ограниченной -- в том числе ему могут запретить «уходить из дома в определенное время суток, посещать определенные места населенного пункта, где он проживает, посещать места проведения массовых мероприятий или участвовать в них, менять место жительства, место работы и учебы». Тогда-то и пригодятся электронные браслеты -- контроль за перемещением осужденных можно будет осуществлять через спутниковую сеть, сети мобильной и даже городской телефонной связи.
Именно по такой схеме действуют «экспериментальные» средства слежения в Воронеже, пояснил Владимир Семенюк, и если эксперимент признают удачным, будет увеличена и сумма средств, выделяемых на техническое переоснащение. На сей раз уже за счет российского бюджета. «Мы надеемся, к концу этого года или началу следующего появятся отечественные образцы электронного слежения за осужденными, -- добавил г-н Ручкин. -- Они в принципе уже есть, но нуждаются в доработке».
Михаил МОШКИН