Завтра президент Украины Виктор Ющенко возглавит делегацию страны на учредительном саммите «Восточного партнерства» в Праге, где он собирается активно продвигать реализацию проекта «Евро-Азиатский нефтяной коридор» на базе трубопровода Броды--Одесса. Перед отъездом в столицу Чехии он провел совещание в своем секретариате, на котором потребовал от правительства Юлии Тимошенко прекратить транспортировку российской нефти для экспорта через Одессу и перевести нефтепровод в аверсный режим. «Я требую срочно от правительства перевести нефтепровод Одесса--Броды на проектный режим его использования, то есть на аверсный. Понимаю, там есть политические подтексты, которые были и остаются, чтобы заблокировать это решение. Но я сегодня обращаюсь к здравому смыслу, национальному интересу и убежден, что у правительства найдется мужество и мудрость принять соответствующее решение», -- цитирует президента его пресс-служба.
Глава кабинета министров пока никак не отреагировала на этот призыв, видимо, понимая, что принятие решения по достройке нефтепровода Одесса--Броды сейчас приведет к очередному витку обострения отношений с Россией. Еще один повод для конфликта с Владимиром Путиным,
с которым г-жа Тимошенко вела переговоры всего неделю назад, явно не входит в планы украинского премьера. Поэтому неудивительно, что она пока тянет с ответом на приглашение посетить саммит «Восточного партнерства» в Праге в составе украинской делегации под предводительством г-на Ющенко.
Москва уже пригрозила европейцам, что активная поддержка этого проекта в самом ближайшем времени приведет к перебоям поставок российской нефти по трубе «Дружба». Вице-премьер России по ТЭК Игорь Сечин недвусмысленно заявил об этом на встрече с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом в конце прошлой недели: «Мы можем эти десять миллионов (тонн нефти. --
Ред.) и на другом направлении переварить. Запуск (трубы Одесса--Броды. --
Ред.) в обратном направлении -- это запрет поставки российской нефти в сторону НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии».
Российское выступление не осталось незамеченным в Европе. Президент Польши Лев Качиньский, играющий роль главного друга Виктора Ющенко в Европе, отменил свой визит в Прагу, хотя изначально собирался провести в чешской столице мощную пропагандистскую кампанию в поддержку нового нефтяного коридора. Право представлять польскую позицию на саммитах по «Восточному партнерству» и «Южному газовому коридору» (запланирован на утро 8 мая) он уступил главе правительства Дональду Туску, который, кстати, проводит более сбалансированную линию в отношениях с соседями.
Идея создания «Восточного партнерства» как механизма развития экономического сотрудничества с шестью странами СНГ (Украиной, Белоруссией, Молдавией, Азербайджаном, Арменией и Грузией), а на самом деле как инструмента для усиления влиянии ЕС на постсоветском пространстве была официально закреплена в брюссельских документах в декабре прошлого года. А в марте Совет Европы одобрил проект совместной учредительной декларации, которую и предполагается принять на завтрашнем саммите.
Нефтепровод Одесса--Броды протяженностью 674 км был готов к эксплуатации в 2002 году. Маршрут позволял прокачивать до 14 млн тонн нефти в направлении западной границы Украины, однако для того, чтобы ввести его в строй, требовалось продолжить трубу до польского Плоцка и заручиться гарантиями поставок нефти из каспийского региона. 3 февраля 2004 года украинское правительство приняло решение о прямом использовании нефтепровода, но спустя всего несколько месяцев пересмотрело свое решение, поскольку найти достаточные объемы нефти для прокачки так и не нашлось. В конце июля 2004 года «Укртранснафта» и ТНК-ВР подписали контракт о прокачке нефтепроводом Одесса--Броды в направлении нефтетерминала «Южный» в Одесской области (реверсный режим) до 10 млн т нефти в год.
В первом квартале 2009 года по этому коридору было прокачано около 2,7 млн тонн российской нефти. Из них 1,5 млн тонн пришлось на ТНК-ВР, примерно 800 тыс. тонн на ЛУКОЙЛ и 400 тыс. на всех остальных поставщиков.
Попытки возродить проект транзита каспийской нефти через Украину основываются на желании Еврокомиссии снизить зависимость членов ЕС от российских энергоносителей. До сих пор они разбивались о каскад политических и экономических препятствий. Во-первых, принятие решения о переориентации нефтепровода Одесса--Броды еще острее поставит вопрос о запуске российского проекта по экспорту нефти в обход транзитных стран -- БТС-2. Как следствие, это приведет к окончательному перераспределению объемов из нефтепровода «Дружба» (по нему российская нефть поступает в Восточную Европу) в пользу терминала в Приморске. Это очевидно создаст проблемы с поставками нефти НПЗ в Словакии, Чехии и Венгрии, как предполагает г-н Сечин. Во-вторых, проект подключения перерабатывающих мощностей в этих странах к нефтепроводу Одесса--Броды -- непростая с технической и нецелесообразная с экономической точки зрения операция. И пока она не согласована даже на политическом уровне. Г-н Ющенко только в Праге собирается инициировать первое консультативное заседание по реализации проекта совместного предприятия «Сарматия» для транспортировки каспийской нефти в страны Евросоюза.
Кроме того, до сих пор нет никакой ясности с гарантиями поставок нефти из каспийского региона. На вчерашнем совещании президент Украины ссылался на готовность Азербайджана обеспечить загрузку трубы, однако добычные возможности этой страны не слишком превосходят пропускную способность действующих экспортных коридоров (Баку--Тбилиси--Джейхан и Баку--Супса). К тому же, чтобы прекратить реверс и начать аверс, Украина должна вернуть российским компаниям техническую нефть или выкупить ее, это примерно 500 тыс. тонн стоимостью около 180 млн долл. Финансовые возможности Киева сейчас не позволяют считать этот вопрос техническим.