|
|
N°82, 13 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Феликс Кулов становится «мучеником»
Бывшему вице-президенту еще сидеть и сидеть
Бывший вице-президент Киргизии Феликс Кулов проведет в тюрьме не семь лет, как решил прошлогодний суд, а на три года больше -- все десять лет. Такой приговор вынес 8 мая Первомайский районный суд Бишкека. Нынешний судебный процесс по делу известного киргизского политика стал уже третьим по счету.
Первый суд в августе 2000 года полностью оправдал г-на Кулова, не признав его виновным в превышении служебных полномочий в бытность того министром национальной безопасности в 1997--1998 годах. Кулов был освобожден в зале суда после семи месяцев предварительного заключения. Официальный Бишкек встретил это решение с раздражением, поскольку популярный Кулов на свободе мог помешать избранию г-на Акаева на третий президентский срок. Был назначен новый суд, и на этот раз все прошло без осечек: в январе 2001 года Феликс Кулов получил семь лет заключения.
Уже тогда преследование одного из лидеров киргизской оппозиции было воспринято общественным мнением Запада как политическое. «Дело Кулова» стало свидетельством отката Киргизии с демократического пути развития. У киргизских властей не оставалось другого выхода, кроме как окончательно заклеймить своего политического оппонента в качестве уголовного преступника. В конце прошлого года начался новый судебный процесс по так называемому «делу Кулова--Гасанова». Экс-вице-президент обвинялся в том, что в 1993--1997 годах, будучи губернатором Чуйской области, «вступил в преступный сговор» с руководителем строительного предприятия Гасановым и присвоил крупную сумму из государственной казны.
Этот процесс шел с большим перерывом, вызванным кровавыми событиями в Джалал-Абадской области в марте этого года, когда киргизский ОМОН расстрелял мирных жителей, требовавших освобождения из заключения и прекращения уголовного преследования депутата парламента Азимбека Бекназарова. Власти предпочли тогда не рисковать и попытались разрядить накалившуюся до предела ситуацию в стране. Опального депутата, угрожавшего президенту Акаеву возбуждением процедуры импичмента за тайные соглашения по передаче пограничных территорий Китаю, освободили, а о суде над Куловым на время «забыли».
Накануне оглашения приговора в Бишкеке распространились слухи, что Кулова снова оправдают, поскольку уж слишком сомнительными выглядели аргументы обвинения. Родственники и друзья были настолько уверены в благополучном исходе, что пришли в суд с цветами. Услышав про «десять лет заключения строгого режима с конфискацией имущества» и «запрет занимать ответственные посты в государственных органах в течение трех лет после отбытия наказания», разъяренные женщины, как рассказывает присутствовавший в зале суда сотрудник Лондонского института исследований проблем войны и мира (IWPR), «стали крушить старые скамейки и бить окна, а судья и прокурор спешно покинули зал». Сам Кулов, как утверждает тот же свидетель, встретил приговор необычайно мужественно. Он призывал своих сторонников к спокойствию, «ведь все было спланировано заранее», говорил он им.
Наблюдатели в Бишкеке отмечают, что приговор Кулову окончательно обеспечит ему «ореол мученика». Вкупе с наращивающими обороты массовыми акциями гражданского неповиновения населения, требующего наказать виновных за мартовское кровопролитие, это может привести к непредсказуемым последствиям. Уже сегодня на митинги протеста в Джалал-Абадской области, как сообщает «Радио Свобода», собираются выйти несколько тысяч человек.
Аркадий ДУБНОВ