|
|
N°82, 13 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виктор Пятко: Hieneken по-маленькому не ходит
Голландская группа Hieneken вслед за покупкой петербургского завода Bravo International (об этой сделке было объявлено в феврале нынешнего года), вероятно, купит или построит еще ряд производств в России. Об этом в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору МАТВЕЕВУ сообщил генеральный директор Bravo Виктор ПЯТКО.
-- Hieneken, вообще говоря, по-маленькому не ходит, не та эта компания. С высокой долей вероятности можно сказать, что одной только сделкой с Bravo присутствие Hieneken здесь не закончится, будут и другие подвижки в направлении российского рынка. Не позже сезона 2003 года Bravo будет производить 100 тысяч гектолитров пива Hieneken -- это обычные объемы для лицензионного пива. Hieneken медленно приходит, но неуклонно проводит свой курс в жизнь. Роль России теперь резко вырастет в «рейтинге значимости» для группы Hieneken, и на нас будут обращены взоры всей корпорации.
-- Hieneken будет покупать активы или строить заводы?
-- Я не могу этого сказать, потому что этого я просто не знаю и не принимаю участия в непосредственной выработке такого рода решений. Но я думаю, что Hieneken будет явно не удовлетворена 4--5% рынка России, которые занимает Bravo International, и будет стремиться эту долю значительно увеличить. В то же время я убежден, что BBH в ближайшие несколько лет сохранит свою долю на рынке -- для многих потребителей слова «пиво» и «Балтика» являются синонимами, и из-за этого в ближайшие два-три года радикального перераспределения рынка не будет.
-- Чем так привлекателен российский рынок пива для иностранных инвесторов?
-- Своей стабильностью. Условия для развития отрасли в России сейчас являются благоприятными. Хотя государство и заинтересовано обложить нас высокими налогами, тем не менее налицо стабильность налогового законодательства. Некоторый ежегодный рост акцизов не вредит развитию рынка. И как только обозначилась стабильность в отрасли, сразу же потянулись денежки из-за рубежа и начался «пивной бум». К нам пришло больше иностранных капиталов, чем в другие сферы производства, потому что инвестор реагирует должным образом на предсказуемость результатов будущих лет. Инвестора не интересует имя президента или губернатора, если эксперты обещают возврат на инвестиции в течение трех--пяти лет.
Бум в нашей отрасли вызван еще и тем, что при дешевых энергоресурсах и рабочей силе отпуская цена на пиво находится в России на достаточно стабильном уровне, который не низок и позволяет работать с рентабельностью. Хотя ее, кстати, не хватает для инвестиций: все пивовары расширяются на заемные средства. А вот, например, в Чехии благодаря высокому уровню конкуренции отпускные цены настолько низки, что процент прибыли компаний измеряется однозначной цифрой. А в России -- все еще двузначной. Пока это так, мы привлекательны для инвестиций, хотя недостатка пивоваренных мощностей в нашей стране сейчас уже нет: их достаточно, чтобы удовлетворить спрос. Но рынок продолжает расти, и если темпы роста в ближайшее время составят 10% ежегодно, это очень хороший показатель.
-- А что может снизить темпы роста?
-- Отрасль бурно развивается, но все еще очень уязвима экономически, и если с ней неаккуратно обойтись, инвесторы начнут выводить свои деньги. Обвалить рынок могут внезапные действия, нарушающие стабильность: например, резкое увеличение какого-нибудь из налогов или полный запрет всех видов рекламы пива.
-- Как вы можете прокомментировать последние поправки к закону о рекламе, относящиеся к пиву?
-- Они не являются радикальными: я так и знал, что «борцы с пивом» побушуют и успокоятся. А если кто-то хочет запретить рекламу пива -- запрещайте, через год сами же ее и восстановите: пивовары платят каждый четвертый доллар, который зарабатывают телеканалы, поэтому телекомпании кинутся искать деньги, если «пивные» ролики будут вне закона. Но от них никогда не откажутся: это продиктовано экономикой.
-- Как вы относитесь к тезису о том, что под рынок пива «копают» «водочные короли»? Об этом открыто говорит, например, глава «Балтики» Таймураз Боллоев.
-- Если мы посмотрим структуру потребления чистого спирта, то увидим, что у нас ненормальный крен в сторону водки и крепких напитков. Я не знаю, стоят ли за выступлениями борющихся с пивом депутатов указания или деньги «водочников». Но объективно сейчас происходит процесс замещения потребления крепких напитков слабоалкогольными. Особенно это видно на примере молодежи, которая водочку-то не очень жалует, все больше пиво, коктейли. И у них потребление чистого спирта значительно ниже, чем у старших поколений, что объективно, конечно же, тревожит производителей крепких напитков.
-- Что будет происходить с общенациональными пивными брендами?
-- В 2003--2004 годах их число будет сокращаться, особенно этот процесс затронет брендовые разновидности. Их количество сейчас слишком велико -- эта ситуация типична для становления рынка, а когда он насыщен, потребитель выбирает из немногих марок. Сейчас сокращения брендов в явном виде мы не наблюдаем, однако некоторые компании уже пересматривают свои маркетинговые программы и концентрируются на одной-двух марках.
-- На этом фоне возможно появление новых общенациональных брендов?
-- Оно возможно всегда, вопрос -- сколько это стоит. С каждым сезоном раскрутка общенационального бренда становится все более дорогой. Вывод новой марки -- это не меньше 10 млн долларов рекламного бюджета в год. А ведь бренд, чтобы оправдал вложения, должен прожить как минимум восемь--десять лет, и каждый год в продвижение и дистрибуцию нужно вкладывать намного больше, чем 10 млн долларов. Поэтому трудно себе представить, что может быстро появиться общенациональный бренд, за которым бы стояли не иностранные, а российские деньги.
-- Насколько резко будет идти процесс консолидации в отрасли?
-- В Германии и Чехии сотни пивоваренных предприятий, и они пачками разоряются каждый год. У нас нет мелких самобытных производителей, которых было бы жалко потерять. Небольшие пивоваренные заводы с отсталой технологией, построенные при советский власти, выпускают, мягко выражаясь, не совсем качественный продукт, не формируют фондов для обновления производства, а потому обречены на разорение. Поэтому в отрасли будут преобладать процессы консолидации. А параллельно будут появляться микропивоварни и пивные ресторанчики. В итоге останется несколько национальных холдингов. Хотя не все мелкие предприятия скончаются: выживут те, чьи менеджеры вовремя сориентируются. Тем не менее, если сейчас десятка ведущих компаний занимает 60 процентов рынка, то скоро это будет 85 процентов.
-- Возможно ли создание российских национальных пивных холдингов?
-- Если люди смогут предложить на рынке свежую оригинальную идею, продвинутый маркетинг, то они завоюют себе место под солнцем и рынка на них хватит. Для этого российским инвесторам надо иметь как минимум какое-то явное преимущество перед иностранными компаниями. Не в деньгах, понятно, что здесь заведомо не будет никакого преимущества, а в инновациях, в новых подходах к продвижению.
Беседовал Виктор МАТВЕЕВ