|
|
N°76, 05 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В деле только пуговицы
Прокуратура отказалась от большинства претензий к нигерийским наркодельцам-рецидивистам
В Мосгорсуде подошел к концу процесс по нашумевшему делу трех граждан Нигерии -- Оджонсона Мак-Марсел Онуоре, Ахуруеземмы Максвелл Чибуике и Аманамбу Чуквуемека Кристофера, обвинявшихся в организации крупного канала переброски кокаина из Бразилии в Россию. Приговор им, как ожидается, будет оглашен 7 мая.
Однако, как оказалось, к этому моменту с подсудимых было снято большинство обвинений. Изначально им вменялось 85 преступных эпизодов, которые были квалифицированы по пяти статьям УК РФ -- 188 (контрабанда), 228 (незаконный оборот наркотиков), 174 (легализация денежных средств), 327 (подделка документов) и 210 (создание преступного сообщества). Но на заключительной стадии процесса в ходе прений представитель прокуратуры неожиданно сам отказался от 83 пунктов обвинения, в том числе касающегося организации и участия нигерийцев в преступном сообществе.
Свою позицию обвинитель объяснил сугубо формальными причинами, и о недостатке доказательств речи не шло. В связи с этим его решение оказалось тем более сенсационным. С одной стороны, представители прокуратуры вообще крайне редко отказываются в судах от обвинений и с завидным упорством доказывают виновность фигурантов по куда более малозначительным и неоднозначным уголовным делам. Кроме того, в результате получилось, что масштабное расследование против международных наркодельцов, о котором в свое время объявили МВД и ФСБ, обернулось с юридической точки зрения мелким и заурядным инцидентом. Ведь в итоге прокурор попросил признать подсудимых нигерийцев лишь в контрабанде одной, далеко не самой крупной партии наркотиков и подделке документов. Хотя следствие утверждало, что обвиняемые на протяжении нескольких лет переправляли в Россию кокаин, а в Бразилию деньги для закупки новых партий, вкладывали наркодоллары в легальный бизнес, и десятки таких операций были подтверждены документально.
Теперь, поскольку всего этого в уголовном деле нет, нигерийцы могут вполне рассчитывать на значительное снисхождение.
Как уже сообщала газета «Время новостей» (см. номер от 19 марта), по данным следствия, граждане Нигерии Оджонсон Мак-Марсел Онуоре, Ахуруеземма Максвелл Чибуике и Аманамбу Чуквуемека Кристофер познакомились в российской исправительной колонии в Мордовии. Еще в 90-е годы все трое получили значительные тюремные сроки за торговлю наркотиками. В начале 2000-х, освободившись, они вернулись в Москву, поселились под видом студентов и решили сообща организовать новое «дело». По данным следствия, пользуясь старыми связями, они наладили необычный канал переброски кокаина из Бразилии -- наркотик им отправлялся почтовыми посылками с пуговицами. В каждую штампованную пуговицу практически промышленным способом аккуратно вкладывалось в среднем около 3 г кокаина. С каждой посылкой наркодельцы, по версии следствия, получали от 150 до 600 таких пуговиц, то есть от 0,6 до 2 кг наркотика. Аресты нигерийцев начались в мае 2007 года, когда они получили очередную партию кокаина. Чуть ранее эта посылка вызвала подозрение германских таможенников, проводивших проверку транзитных грузов, и они предложили российским оперативникам провести контролируемую поставку.
В ходе расследования выяснилось, что посылки с пуговицами нигерийцы получали по нескольку в месяц. Они приходили на адрес подставных людей, а забирать их наркодельцам помогала их знакомая -- москвичка Анна Алехина. Часть вырученных денег нигерийцы по поддельным документам переправляли в Бразилию, а часть вкладывали в личный торговый бизнес. По подсчетам сыщиков, наркодельцы успели заработать миллионы долларов, официально удалось доказать легализацию около 250 тыс. долл. Один из обвиняемых при этом полностью признал свою вину. Однако на процессе большая часть работы следователей, сумевших найти документальные подтверждения таких операций, фактически пошла прахом.
«В ходе прений по данному делу прокурор отказался от 83 пунктов обвинения из 85, -- сообщила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. -- По мнению гособвинителя, по большинству этих эпизодов истекли сроки давности. Таким образом, в материалах дела остались лишь два эпизода по обвинению в контрабанде и подготовке к сбыту наркотических средств, а также подделке документов. Прокурор попросил для подсудимых различные сроки наказания: иностранцам 16 и 19 лет лишения свободы, а российской гражданке -- 11 лет». Г-жа Усачева также напомнила, что по новым правилам УПК отказ прокурора от обвинения обязателен для суда, то есть суд не может сам принимать во внимание никакие иные факты и аргументы.
Алексей ГРИШИН